Тувиночка

НАТАЛЬЯ ПОПУГАЛОВА. ШКОЛА – ЛЮБОВЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Фотограф:

из личного архива героя

НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА ПОПУГАЛОВА


Заместитель мэра по социальным вопросам, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник Республики Тыва.


Родилась под знаком Девы в год Быка


 


ЛЮБИМЫЙ АКТЕР И ФИЛЬМ? Я обожаю фильм «Любовь и голуби», а любимый актер – главный герой этого фильма Александр Михайлов. На первый взгляд «Любовь и голуби» кажется легким фильмом, однако в нем заключен глубокий смысл (улыбается).


ЛЮБИМАЯ ЦИТАТА? Что ни делается, все к лучшему.


КЕМ ВЫ ВОСХИЩАЛИСЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ? Я очень любила школу и учителей. Я на учителей смотрела, как на икону, они вызывали во мне уважение и восхищение!


КАКОЙ ТЕОРИИ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА? В теорию Дарвина я не верю (смеется), скорее всего, человек появился в результате эволюции из простейших одноклеточных.


ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: «НЫНЕШНЕЕ ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОЕГО ТОЛЬКО…» наличием интернета. Я сужу по своему внуку. Он такой же ребенок, как и я была в свое время, но благодаря интернету и возможности быстро получать любую информацию он более разносторонне развит и у него широкий кругозор.

Фотогаллерея

 

«Протокол № 17. Рассмотрение дела подростка, привлеченного за бродяжничество. 30 марта 2023 года мать учащейся 9 класса школы г. Кызыла обратилась в полицию с заявлением, что её дочь пропала и не выходит на связь. В семье воспитывается трое детей, отец умер семь лет назад…» – это лишь одно из многих дел, которые рассматривали на комиссии по делам несовершеннолетних в Мэрии города Кызыла. На заседание комиссии я попала неслучайно, меня пригласила заместитель мэра по социальным вопросам Наталья Попугалова. Она предложила мне окунуться в социальную сферу, увидеть и услышать то, что широкому кругу неизвестно. Девочка на рассмотрение комиссии пришла вместе с мамой. Выяснилось, что она тайком от матери отправилась вместе с подругой на попутной машине в Шагонар к другой подруге на её день рождения, на связь вышла, видимо, лишь после завершения веселого мероприятия. А мама в это время не находила себе места от волнения и пила корвалол. Комиссия, в виду того, что ребенок поступает в КДН впервые, решила поставить её на внутришкольный учет и обязать мать выплатить штраф в размере 100 рублей.

Дела рассматривались быстро. Дети с родителями и представителями школ заходили в кабинет, отвечали на вопросы, затем уходили и заходили следующие. Были ребята, попавшиеся на краже телефона в школе, виновник, присвоивший чужой телефон, раскаялся и пообещал больше никогда не брать чужие вещи. Его отчитали и поставили на внутришкольный учет. Первоклассник, который ударил однокашника и плюнул в него, не смог объяснить членам комиссии свой поступок. Учительница сказала, что ребенок раньше никогда себя так не вел, и что дети уже помирились. Мама мальчика заверила, что провела серьезную беседу с сыном. Комиссия решила ограничиться предупреждением. Потом была еще одна ученица 1 класса. Она перепугала мать тем, что, не предупредив её, самостоятельно уехала на автобусе домой, а так как дом был закрыт, дошла до родственников, живших через улицу, и до вечера находилась у них. В тот день телефон девочка оставила дома. Здесь тоже члены комиссии ограничились предупреждением.

В зависимости от тяжести нарушения и от того, в который раз оно совершается, комиссией применяются разные меры воздействия. Самое легкое – предупреждение, строгое – постановка на учет в ОПДН и помещение в спецприемник для несовершеннолетних. Если несовершеннолетнего ставят на учет отдела по делам несовершеннолетних, то в будущем это может принести неприятности. К примеру, дети, которые находились на учете в ОПДН, впоследствии будут иметь проблемы с поступлением в вузы государственных структур – МВД, ФСБ или правоохранительных органов.

«Почему вы оправдываетесь? Вы разве не понимаете, какую боль причинили собственному ребенку?!» – это один из членов комиссии отчитывает нерадивую мать. Об этой истории, наверное, многие слышали, о ней писали в социальных сетях. Мать довела самолечением своего 5-месячного ребенка до такого состояния, что когда малыш попал в больницу, стоял вопрос об ампутации ножки. Рана была настолько запущена и так гноилась, что хирурги боялись за жизнь ребенка. Но благодаря профессионализму и какому-то чуду малыш пошел на поправку – ножку удалось сохранить. Мать попыталась перед членами комиссии оправдаться и переложить вину на участкового врача, даже заплакала, однако членов комиссии провести нелегко. Отругав женщину, посовещавшись, члены КДН проголосовали за то, чтобы передать в суд дело об ограничении или лишении матери родительских прав.

«Что делать с ребенком, его мама не пускает нас даже на порог дома?» – этот вопрос комиссии и, видимо, уже не в первый раз задает представитель школы. История удивительная и абсурдная. В сентябре прошлого года 7-летний мальчик должен был пойти в первый класс, но в школе его не дождались. Когда представители образовательного учреждения начали выяснять причину, оказалось, его мать, опасаясь, что её сын заразится коронавирусной инфекцией, решила держать его дома и тем самым нарушила конституционное право ребенка на образование. На контакт ни с кем женщина не идет. Держит оборону, отгородившись от мира забором. Обращения представителя школы в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка результата не дали, поэтому комиссия решила, что пора готовить исковое заявление и подавать в суд. Возможно, придется просить судью ограничить или лишить мать родительских прав. Завершилось заседание комиссии рассмотрением ходатайства, с которым к ним обратилась бабушка. Она просила вернуть ей несовершеннолетних внуков, которые были изъяты у пьющих родителей. Так как она не являлась законным представителем, ходатайство было отклонено. Кстати, когда у родителей изымаются дети, то приостанавливается выплата всех детских социальных пособий. Учитывая, что многие семьи живут за счет этих выплат, вполне ожидаемо, что, придя в себя, родители пытаются всеми правдами и неправдами вернуть детей и, к сожалению, не всегда из большой любви к ним.

Вот такая картина открылась передо мной за те несколько часов, что я провела в качестве наблюдателя на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. И это лишь капля в море. Однако даже этой крохотной капли достаточно, чтобы увидеть отражение того мира, в котором мы живем и который мы не хотим замечать.

УЧИТЕЛЬ И ВРАЧ

Наталья Ильинична родилась в небольшой деревне Полтавка Нижнеомского района Омской области. Это красивая живописная равнинная местность, где со всех сторон до самого горизонта простираются поля. Земля плодородная, зелень сочная и густая. Родители Натальи Ильиничны были простыми советскими трудящимися – мама Валентина Алексеевна Зорниченко по профессии зоотехник, много лет руководила одним из отделений Соловецкого совхоза, а отец Илья Иванович работал чабаном, после скотником и перед самой пенсией техником-осеменатором. Наталья Ильинична вспоминает, что в периоды сенокоса родители уходили в поля на заготовку сена для домашнего скота, которого в хозяйстве семьи было немало, а она садилась на лошадь и отправлялась заменять отца, пасти совхозных бычков.

Родители придерживались правила, что дети должны быть максимально заняты в домашнем хозяйстве, поэтому дочерей с малых лет приучали к труду. А так как Наталья старшая дочь, то практические все работы по дому лежали на её плечах. Позже, когда младшая сестра подросла, родители составили график дежурства, которого дети строго придерживались.

– Отец научил меня многому: колоть дрова, топить печь, стричь овец, косить ручной косой траву, ухаживать за скотом. Хозяйство у нас было большое, родители держали коров, телят, свиней, овец, уток, гусей, индоуток и одну лошадь. За лошадью я не ухаживала, эту ответственную работу отец выполнял сам. Все работы я выполняла без проблем, единственное, что не любила делать, так это доить корову. Боялась испортить маникюр (смеется). В 8 классе родственники привезли мне из города флакончик лака для ногтей, я научилась делать себе маникюр и очень им гордилась. Отец ушел из жизни в 2015 году – в 76-летнем возрасте. Маме в этом году исполняется 84 года, сейчас она живет в Кызыле, а сестра после окончания вуза обосновалась в Амурской области.

Мама научила Наталью готовить, стирать и убираться в доме. Девочка с удовольствием выполняла в доме обязанности повара. Готовку она освоила еще в 6 классе. Завтрак и обед готовила мама, а за ужин отвечала Наталья. А когда родители приобрели машинку-полуавтомат, то стирка стала обязанностью Натальи. В деревне процесс стирки состоял из нескольких этапов: топка бани для разогрева воды, затем стирка, полоскание в заранее приготовленной оцинкованной ванне с холодной водой и ручной отжим. Раз в год по осени девочка вместе с мамой занималась заготовкой птицы к зиме. Обычно родители держали 25 гусей, четыре десятка уток и еще больше куриц. Птицу забивали в первые морозы, на то, чтобы их всех ощипать и разделать, уходило два дня. 

– Папа по характеру спокойный, сдержанный и немногословный. Иногда он любил рассказывать истории из своей жизни, например, о том, как он бросил школу из-за того, что ему не выдали сахар. Мама наоборот – активная, властная, яркая. Она была главным действующим лицом в нашей семье, главой семьи, которая нас всех направляла и контролировала.

Наталью такой контроль напрягал, может быть потому, что она характером уродилась в маму, тогда как спокойная и мягкая сестра воспринимала материнский надзор как само собой разумеющееся. Единственной сферой, которую Валентина Алексеевна не контролировала, была учеба в школе. Дочери учились хорошо. Наталью учителя ставили в пример, она была председателем совета дружины, секретарем комитета комсомола и активно участвовала во всех школьных мероприятиях.

– Я не любила плохо учиться, для меня двойка или тройка были катастрофой. Вот сейчас вспомнила о производственной бригаде. В бригаде работали 9 и 11 классы, учителя были с нами только днем, готовили мы сами, у нас была лошадь, на которой мы ездили на склад и получали продукты для готовки еды. В остальное время мы жили одни и были самостоятельными. Никаких ЧП не происходило. Думаю, как бы сегодня дети работали в такой бригаде, если бы она существовала? Бригада базировалась за деревней, там был домик и пять больших палаток. Наше школьное поле – 15 гектаров, засаженное картошкой. Летом мы его пололи, а в сентябре собирали урожай. Часть урожая школа оставляла для своих нужд, остальное сдавала государству, а дети, которые работали в поле, на Новый год получали подарки, также школа частично спонсировала нам путевки. Я с классом объездила много городов – Москва, Санкт-Петербург, Курск, Белгород, Волгоград, Астрахань и так далее.

Пожалуй, не только Валентина Алексеевна, но и все родители Советского союза внушали детям, как только они начинали что-то лепетать, что главная их задача в жизни – окончить школу и получить высшее образование. Однако такой метод срабатывал не со всеми. К примеру, из 25 одноклассников Натальи получить высшее образование удалось лишь троим. Вопрос о том, какую профессию выбрать, перед девочками не стоял, мама давно им сказала, что Наталья будет учителем, а её сестра – врачом. Так и получилось. Однако не сразу. Получив школьный аттестат, Наталья отправилась в Омск поступать в пединститут, но поддалась уговорам родни и сдала документы в автодорожный техникум на специальность инженера-строителя мостов и тоннелей. Наталья поступила, но почти сразу же бросила учебу и вернулась домой.

– Когда я вернулась домой и сообщила родителям, что бросила учебу, был скандал. Мама мне прочитала нравоучительную лекцию и даже для усиления воспитательного эффекта пригласила своего старшего брата – дядю Васю. Он тоже меня укорил, но потом сказал маме: «Валька, хватит, всему свое время!».

И оказался прав. Несмотря на властный характер матери, Наталья росла не безропотным ребенком, волю которого подавляли, указывая, что можно делать, а что нельзя. В итоге мама поняла, что давить на дочь бесполезно. Наталья в тот год не сидела дома без дела. Её пригласили временно поработать в школе в соседней деревне, которая находилась в двух километрах от Полтавки. Ей дали второклашек, в то время, да и сейчас тоже, в деревенской школе не хватало учителей. В школу девушка ходила пешком через ветхий навесной мостик. Зарплатой Наталью не обидели, она получала 73 рубля, по нынешним временам это примерно 70 тысяч рублей. Все заработанные деньги девушка отдавала родителям.

ГОРЫ И ЕНИСЕЙ

На следующий год девушка снова отправилась в Омск, но документы подала не в пединститут, а в профессиональное училище № 57, решив выучиться на мастера по пошиву верхней женской одежды. Училище она закончила и даже проработала год в ателье в службе быта, где зарабатывала 40-60 рублей в месяц. Однако такая работа показалась Наталье скучной, вернувшись в родную деревню, она заявила матери, что готова поступить в пединститут. В то время при институте действовал рабочий факультет (подготовительные курсы), выпускники которого зачислялись в институт без экзаменов. Однако, чтобы в него попасть, нужно было трудовое направление. Его Наталья выпросила у директора совхоза. Через год девушка стала студенткой Омского государственного педагогического института им. А. М. Горького.

– Я закончила пединститут по специальности «Учитель химии и биологии». Направление я выбрала сразу. В школе химию преподавала Елена Тимофеевна Тюменцева, благодаря ей этот предмет мне давался легко. Уже после получения диплома пединститута я подумала: «А почему я не пошла в медицину?». Однако здесь скорее всего сыграли мамины слова, что я буду учителем, а сестра – врачом. Они стали для нас установкой. Сестра закончила медицинский и стала врачом фармацевтом-провизором.  А так как я была характерная, то, может быть, поэтому упорно не хотела идти в пединститут. Но время показало, что мама была права. Она знала нас лучше всех и понимала, кому какая профессия подойдет.

На втором курсе Наталья вышла замуж. Сергей учился курсом старше на художественно-графическом факультете. Он учитель рисования, черчения и технологии. Наталья подрабатывала уборщицей в городской организации, а муж занимался оформлением афиш, вывесок, трудовых уголков, пионерских лагерей, а также вел кружок изобразительного искусства в Доме культуры.

– В мае мы подали заявление, в июле поженились. Это была любовь с первого взгляда. Мы жили в одном общежитии, часто виделись, но знакомы не были. Он присматривался ко мне. Я к нему. Мне понравился его правильный образ жизни, он не водился с плохой компанией, не пил, не хулиганил, не хамил. Культурный, воспитанный, общительный парень, который к тому же отлично играл на гитаре. Кстати, я тогда от него впервые услышала о существовании Республики Тыва. Мы сыграли замечательную свадьбу в Полтавке, где собралась вся деревня, с его стороны приехали мама с сестрой и братом. На его родине в Кызыле мы тоже провели небольшую свадьбу. С его родственниками я сразу нашла общий язык. В этом помогло мамино напутствие. Она как-то мне сказала: «Никогда не ругайся ни с кем, молча выслушай и сделай так, как тебе надо». Я так делала и делаю (улыбается).

Сергей Петрович окончил институт на год раньше, его по распределению отправили в Кемеровскую область на железнодорожную станцию Судженка, выделили частный дом, однако остаться там на постоянное жительство он не захотел. Ему не понравился климат: болотистая местность, высокая влажность, частые дожди и слякоть. Отработав год, он уехал в Туву и уже оттуда отправил в институт заявление с просьбой отправить Наталью Ильиничну после окончания института в Кызыл.

– Это был последний год, когда студентов распределяли по регионам, и я последняя, кто получил подъемные. В министерстве образования тогда работал Петр Александрович Морозов и Людмила Трифоновна Марченко, мне выдали 260 рублей. Это была хорошая сумма для молодого специалиста. Родители к моему отъезду отнеслись спокойно. Тогда было в порядке вещей, когда молодежь уезжала из деревни и не возвращалась.

Через полгода Наталье Попугаловой, как молодому специалисту, дали комнату в 16 квадратных метров в общежитии по улице Лопсанчапа. А позже, когда родился второй ребенок, супругам выдали ведомственную двухкомнатную квартиру по улице Кочетова, 6. Старший сын Денис родился у супругов в Омске, когда они еще учились в институте. Наталья Ильинична вместе с супругом устроилась работать в 5 школу, которая только распахнула свои двери для учеников. Через 10 лет супруги получили право приватизировать ведомственное жилье, в котором они жили. Позже они ее продали, добавили собственные накопления и купили другую 2-комнатную квартиру, в которой живут по сегодняшний день. Старший сын Денис пошел по стопам родителей, он тоже учитель, младший Антон – военнослужащий.

– Я всегда жила на равнине и когда в школе мы на уроке географии изучали горы, то мне очень хотелось их увидеть. Муж мне не говорил, что в Туве много гор. А так как мы в Кызыл прилетели на самолете, то и тогда я особо гор не увидела. Впервые я их хорошо рассмотрела, когда отправилась на автобусе в Абакан, чтобы оттуда поехать к родителям в гости. Да, они меня впечатлили! А еще меня впечатлил Енисей и его прозрачные воды. У нас протекал приток реки Иртыш, он был медленный и илистый. На Новый год я впервые увидела пихту, какая прелесть, а этот чудесный запах! У нас игрушки развешивали на сосенках. А вот Кызыл меня после посещений больших городов, конечно же, не мог впечатлить (улыбается). Зато я очень хорошо запомнила то, как меня удручала дорога из школы. Тогда микрорайон «Южный» только застраивался и пятая школа находилась на окраине города, дорога не была заасфальтирована, она была неровной и вся в камнях, я столько испортила туфлей (смеется).

Так же, как и мама, Наталья Ильинична считает, что каждый человек должен получить высшее образование, создать семью и родить детей. И чтобы их дети тоже получили высшее образование и были трудоустроены. Это те ценности, которая несет женщина. У советских мужчин главным достижением считалось наличие квартиры, машины и дачи. К слову сказать, они со временем особо не поменялись, и сегодня большинство людей ставит на первое место материальные ценности.

– Я пыталась строить семью советской модели, когда есть кто-то главный: либо муж, либо жена. В семье мужа, как и в моей, верховодила мама. Однако супруг, имея свою жизненную позицию, не дал в мои руки бразды правления. В итоге, после некоторой борьбы, мы пришли к равноправию. Научились договариваться и уступать друг другу. Взаимоотношения между супругами во многом зависят и от воспитания. Например, мы никогда не трогаем телефоны друг друга. Когда я отдыхаю после работы, муж меня не беспокоит, так же, как и я его. Самое главное, приходя домой, забывать о том, что ты руководитель. Кстати, своей карьерой я обязана мужу. Он за 23 года, что я занимаю руководящие должности, ни разу меня не упрекнул. Ведь быть руководителем – это значит задерживаться допоздна на работе, быть готовой, что в выходные дни и во время отпуска тебя могут в любое время выдернуть на работу. А такой режим не каждый выдержит. Мой супруг – удивительный человек!

ПУТЬ УЧИТЕЛЯ

Когда Наталья Ильинична приехала в Туву, её взяли в школу учителем  биологии. Зарплата была хорошей, она получала 133 рубля. С детьми молодому педагогу работалось легко. Небольшое стеснение она чувствовала при общении с родителями. Но это уже дело опыта. Через пять лет Наталья Попугалова перевелась в школу № 1. В первый же год ей дали 11 класс и ведение предмета «Химия», который она не преподавала несколько лет. После длительного перерыва что-то забылось, поэтому к каждому уроку она готовилась очень тщательно. Одиннадцатиклассники оказались наглыми и особо уважения к учителям не питали. Держать в узде старшеклассников было сложно. Год, по словам Натальи Ильиничны, она пережила с большим трудом и с облегчением выдохнула, когда прошли экзамены и выпускной. После ей дали классное руководство шестым классом. «Это был очень сильный класс, все ребята поступили в высшие учебные заведения и со многими я до сих пор встречаюсь», – вспоминает с улыбкой педагог.

За тридцать лет в системе образования многое изменилось. Педагогов советской закалки осталось совсем немного. Да что говорить, их ученики уже стали старшим поколением. Современный учитель не похож на своего коллегу эпохи СССР. В этом нет ничего удивительного. Время идет, поколения сменяются. В советскую эпоху учитель был главным, его слова не подвергались сомнению. У него была масса рычагов воздействия: от вызова родителей в школу до исключения школьников из октябрят и пионеров. Для учителя преподавание было делом всей жизни. Он не только давал фундаментальные знания, но и участвовал в воспитании будущего труженика и патриота. Сегодня же школа предоставляет образовательные услуги, а задача учителя – дать общие представления о предмете.  Интересы и права ребёнка охраняют не только новые законы, но и родители, готовые вступить в конфликт, забывая о вежливом и адекватном поведении. В наше время учителю приходится быть гибким и сдержанным, хотя дети стали более дерзкими и открытыми.

 – Основное отличие учителя моего поколения от учителя нынешнего поколения – в том, что тот социальный уровень, в котором выросли они, – другой, соответственно и требования тоже другие. Если раньше учителю для учебного процесса было достаточно мела, указки и школьного журнала, то сейчас для современного учителя нужны компьютер, принтер и другая техника, без них учебный процесс может просто встать. Современные учителя больше требуют и в меньшей степени чувствуют ответственность.

У меня в дипломе написано «учитель химии и биологии», в дипломе современного учителя, который окончил университет, такую запись вы не найдете, там будет указано «специалист в области химии и биологии». Учителей выпускают теперь только педагогические высшие учебные заведения. И эта разница существенная, потому что в пединститутах преподают методику преподавания и психологию человека, кроме того, раньше была серьезная практика. Вот и приходят выпускники, которые не знают что такое методика и поурочный план. Отношение тоже другое. Учитель должен вкладывать не только свои знания, но и душу. Ведь важно не только давать, но и забирать. А если он только дает, то результата не будет.

Идеальный учитель может и должен стать для ребенка не только носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то мере психотерапевтом. Ведь учитель может как вскрыть богатейшие возможности в каждом ребенке, так и нанести психологическую травму или неправильные негативные установки. Роль учителя в становлении личности ребенка большая, однако не главная. Все-таки нужно понимать, что школа семью не заменит, так же, как и семья не сможет заменить школу.

– Есть такое понятие – пропедевтика. Вот я считаю, что в педагогический институт должны идти учиться люди, которые прошли пропедевтику. Это подготовительный курс, где как раз студент может понять, является ли преподавание его профессией. Пропедевтика отсеивает тех, для кого профессия учителя не подходит. Когда я училась в институте, женщина, которая преподавала у нас методику биологии, говорила мне: «Вы не способны учить детей и работать в школе!», я на её возгласы скромно помалкивала. После 1 курса нас отправили на практику, которую мы проходили в омской школе-интернате, и когда она приезжала, чтобы нас проверить, преподаватели этой школы говорили, показывая на меня: «Среди студенток она лучшая!». Потом она всю жизнь вспоминала о своём промахе: «Вы представляете, как я ошиблась?!». Человек может ошибиться, а реальная жизнь, в данном случае практика, расставляет всё по местам.

Наталья Ильинична считает, что ответственность – важнейшее качество, которое присущее высокопрофессиональным специалистам, и это качество приобретаемое. Все зависит от отношения человека к работе. Ребенку еще можно простить, однако взрослый человек должен понимать, что такое ответственность и быть таковым. Наталья Ильинична научилась ответственности еще в детстве, и в этом большая заслуга её родителей. И именно это качество сделало её эффективным управленцем, что ярко проявилось в период работы директором школы № 7, куда многие родители и сегодня стараются записать своего ребенка. Эта школа по праву считается в Кызыле одной из самых сильных до сих пор. Но когда Наталья Попугалова пришла работать в эту школу, она была в нижних строчках рейтинга.

– Когда я в августе 2003 года пришла в 7 школу, профессионального коллектива не было, внешний вид школы и состояние классов было безобразным, в помещениях холодно, туалет на улице, в общем, проблем было очень много. С ремонтом я ничего не могла сделать, однако в течение учебного года я смогла «выбить» компьютеры и поменять систему освещения в классах, косметический ремонт мы смогли провести на следующий учебный год. Я была внимательна к каждой мелочи, вплоть до выбора цвета стен в кабинетах и коридорах. И вы знаете, когда в сентябре пришли родители в школу, их реакция говорила о проделанной работе сама за себя. Они охали и ахали, удивляясь тому, насколько преобразилась их школа.

После того, как школа начала преображаться, Наталья Ильинична принялась за формирование коллектива, она старалась привлекать профессиональных учителей, для которых школа, так же, как и для неё, играла большую роль. С сильными учителями работать непросто, признается Попугалова, такой педагог имеет высокие требования к условиям труда, важен коллектив и взаимоотношения с руководством. Наталья Ильинична все прекрасно понимала, поэтому и постаралась создать наилучшие условия, чтобы пришедший учитель остался в школе работать. И ей это удалось. За два года она смогла сформировать сильный педагогический состав.

– Вы знаете, как приятно, когда по утрам стоишь в фойе школы и встречаешь учеников с родителями, а они с тобой не только здороваются, но и рассказывают о том, что им нравится, и благодарят. Это и есть самая важная оценка твоей работы – оценка детей и их родителей. Одно из существенных достижений в моей работе директором – это организация туалета в школе. Признаюсь, что добиться разрешения и финансирования было очень трудно. С 2003 по 2014 год я непрерывно писала письма в министерство образования и правительство региона. И, наконец, в 2015 году мы добились своего!

УПРАВЛЯТЬ И НАПРАВЛЯТЬ

Наталья Ильинична считает, что учительство – это её предназначение. И очень рада тому, что судьба привела её именно на этот путь. После директорства Наталью Попугалову пригласили возглавить департамент образования Кызыла. Из области образования Наталья Ильинична не ушла, однако она лишилась того, что очень любила – преподавания. Зато перед ней открылось другое поле деятельности – нужно было создавать благоприятные и комфортные условия для учеников и педагогов не одной конкретной школы, а для всех городских школ и детских садов. Кстати, тогда в 2016 году началось строительство новых школ, что требовало большого внимания не только к самому процессу, но и к формированию педагогических составов. Когда ты директор, то многое зависит от тебя одного, а когда ты чиновник, то твоя роль значительно уменьшается, ты становишься больше исполнителем, а исполнение во многом зависит от других чиновников и инстанций. Основная задача, которая стояла перед Попугаловой как начальником департамента образования – привести систему образования столицы в соответствие с федеральным законом об образовании. Нарушений было много, и их постепенно нужно было устранять, а также добиться стабильности в кадровом вопросе, то есть минимизировать текучку кадров, стабилизировать финансирование хозяйственной деятельности школ и садов. В 2019 году Наталью Ильиничну, когда она только-только набрала скорость, пригласили возглавить городской социальный блок. Однако два года работы в департаменте образования дали ей бесценный опыт.

– Я успела хорошо изучить ранее незнакомые мне области. Если будучи директором я хорошо понимала учебный процесс и в общем работу школы, то в департаменте познакомилась с деятельностью детских садов и дополнительного образования.  В области дополнительного образования мы до сих пор чувствуем определенные проблемы. Необходимо расширение, развитие, приведение его к современным стандартам. Ведь допобразование охватывает не только детей школьного возраста, но и молодежь. А молодежь у нас самая обделенная. Им нечем заняться. Самое сложное в данном вопросе – обеспечение досугового пространства, которое требует подходящих помещений. Пока молодежь удается привлекать в волонтерские движения, к участию в общественных и спортивных мероприятиях, в высших и средних учебных заведениях проводятся лекции и семинары, однако этого недостаточно, ведь есть и те, которые нигде не учатся и не работают.

Основа любого социального блока – система образования, поэтому Наталья Ильинична согласилась перейти работать в социальный блок по приглашению мэра Карима Сагаан-оола, хотя понимала, что здесь еще больше проблем и задач, которые необходимо решать. Она считала, что у нее достаточно опыта и знаний, а также желания, чтобы навести порядок в данной сфере. Основной задачей Наталья Попугалова видела для себя приведение соцблока в состояние стабильности. За четыре года деятельности, как она считает, ей удалось этого добиться. Наталья Ильинична как заместитель мэра по социальным вопросам курирует департамент образования, департамент социальной политики, департамент культуры, спорта и молодежной политики, а также отдел по координации деятельности КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

– Если на данный момент подвести некий промежуточный итог, то я не могу сказать, что полностью довольна своей деятельностью. И дело не в том, что я недостаточно усилий вкладываю в работу. Если говорить в целом, то социальный блок работает стабильно, есть проблемы, но они есть везде, однако у нас они ярко не выражены. Мы готовимся к открытию новых школ, отрабатываем вопросы в плане помощи семьям военнослужащих и добровольцев в СВО, в этом году будут открыты 6 дворовых площадок, где будут установлены волейбольные, футбольные поля, воркауты. Надо понимать, что это такой блок, где всегда будут проблемы. А их решение во многом зависит от финансирования.

Еще одна серьезная проблема – профилактика правонарушений несовершеннолетних и обеспечение их безопасности. В данной работе городской социальный блок является координатором для федеральных и республиканских служб, министерств и ведомств.

– К сожалению, количество административных протоколов не уменьшается. Вы это и сами видели, когда присутствовали на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Причин много, одна из них – алкоголизация населения, что является негативным примером для детей. Кроме того, иждивенчески-потребительское отношение населения тоже играют свою роль. Я считаю, что социальные выплаты на детей негативно влияют на семьи. Население перестает работать. Работа есть, однако не все хотят идти и зарабатывать. У молодежи завышенные требования – хотят сразу на руководящую должность и хорошую зарплату. Так не бывает, ведь для этого нужно получить опыт, пройти определенный путь, который начинается с низов.

Наталья Ильинична поделилась одним своим наблюдением, которое её тревожит. Она заметила, что «вирус неблагополучной семьи» передается из поколения в поколение, а люди стали пассивными и равнодушными, живя с установкой «моя хата с краю – я ничего не знаю». Слабеют семейные ценности и родственные связи. Людям все равно, что происходит в семьях их близких родственников, никто никому не хочет помогать. Наталья Попугалова считает, что необходимо усилить борьбу с тунеядством на федеральном законотворческом уровне. Как в советские времена, безработный должен нести ответственность за бездельничанье. Также она считает, что необходимо принимать меры, которые не позволят тратить родителям детские пособия и средства материнского капитала на нужды, не связанные с содержанием детей.

– Алкоголизация населения – это не только проблема нашей республики, но и всей страны, поэтому должна быть какая-то федеральная программа. Профилактические работы проводятся, но нам не хватает единого кризисного центра, где родители могли бы находиться вместе с детьми и получать полный комплекс помощи. Очень нужно медико-педагогическое сопровождение детей после парасуицидального явления. Школьные психологи и соцпедагоги не справляются, у них и так большая нагрузка.

Мы все знаем, что закон обязывает сохранять семьи. Если родитель не выполняет свои обязанности по отношению к ребенку, то суд может ограничить его право сроком до 6 месяцев. После ребенок возвращается в семью. На одних родителей такие меры воздействуют, на других – нет. Лишение родительских прав – крайняя мера. Наталья Попугалова обеспокоена тем, что в последнее время участились случаи ранней беременности несовершеннолетних.

– Мы понимаем, что работа должна вестись с детьми с малых лет, нужно формировать у них правильное понимание того, какой должна быть семья, например, в школу нужно возвращать уроки этики и психологии семейной жизни. Сегодня, в век технологий, когда любую информацию можно получить, есть люди, которые до сих пор ничего не знают о мерах контрацепции, что уж говорить о подростках.

На сегодняшний день в работе Наталья Попугалова ставит перед собой две важные цели – расширение сети бесплатного дополнительного образования, соответствующее современным требованиям и создание Центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ПМС-центр) для детей и подростков. А что касается личной жизни, то Наталья Ильинична мечтает достроить дачу и встретить старость, ухаживая за огородом и садом, радуя супруга, детей и внуков свежими овощами и ягодами.

– Я желаю жителям города прежде всего здоровья, быть общительными, внимательными друг к другу, отзывчивыми и культурными. Ведь процветание города зависит от нас самих, если мы будем проявлять гражданскую инициативу и активность, то мы будем быстрее двигаться к лучшей жизни. Надо быть обращенными не только на себя и свою семью, но и на общество, ведь мы все живем в одном городе, в одной республике и стране!

Информация

Если ребенок или подросток находится в опасной ситуации, звоните: 8 (39422) 3-21-47, а также 8-913-344-2112 (круглосуточный)

Роланда Сандан