Отметим, что на протяжении нескольких лет студенты ТувГУ становятся грантополучателями под чутким руководством кандидата химических наук, доцента кафедры химии Ольги Кендиван. Наставниками данного проекта стали кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Чечекмаа Назын, а также заведующая сектором отдела организации учебного процесса Орланмаа Монгуш.
– Ольга Даваа-Сереновна, расскажите подробнее об интерактивных площадках, которые действовали на фестивале науки.
– Одним из самых популярных мест в мероприятии стал «Химический бар». Специально для химического бара студенты ЕГФ ТувГУ Артыш Чудурукпай и Саян Торжу создали мини-автомат со сладостями, а студенты 3 курса Эчис Сат и Айбек Саая мини-кулер для напитков. В качестве супервайзера бара выступила студентка третьего курса Солангы Темек. Здесь школьники могли продегустировать очень необычные лакомства. Особо хочу выделить главный девиз фестиваля — «Создавая будущее». Он говорит сам за себя.
– Подход действительно интересный! А идея со съедобной таблицей Менделеева – необычная.
– Да, идея необычная! Организатору зоны «Сладкое панно» удалось заинтересовать ребят увлекательным занятием: здесь любой желающий мог присоединиться к процессу создания съедобной таблицы Менделеева. 26 клеток таблицы изготовлены из печенья: на каждом из них – химический элемент. Выглядит такая таблица очень оригинально. Кроме того, чтобы закрепить интерес и знания по таблице Менделеева, студенты провели конкурс, где соревновались команды из нескольких человек. Побеждала команда, которая лучше и веселее смогла спеть таблицу Менделеева. Для всех участников студенткой 3 курса ЕГФ Шорааной Салчак были приготовлены оригинальные сладкие призы. Не меньший интерес вызвала еще одна зона под названием «Зона магии». Наверное каждый ребенок мечтает подержать огонь на ладони и не обжечься. И студенты смогли осуществить эту мечту. Под руководством студента 3 курса Улзая Хертека дети на миг становились повелителями огня. Они облачались в одежду алхимика и без страха делали и держали в руках огненный шар. В награду смельчаки получали ручку-лазер.
– Здорово! Дети еще учились определять так называемый состав человека?
– Да, такую возможность давала «Зона анализа человека», её курировала студентка 3 курса Долаана Дандар. Ребята узнали, каковы уровни содержания йода в организме по методу Старожука (наносится йодная сетка), а также учились делать непрямой массаж сердца под руководством преподавателя кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Аяны Ховалыг. Здесь же работала интерактивная площадка по обучению навыкам реанимации на современном тренажёре «Максим». Всем участникам зоны в качестве призов достались ручки в виде шприцов. Химия может быть не только наукой, но и интеллектуальным развлечением. Те, кому наскучило слушать мастер-классы и захотелось блеснуть эрудицией, участвовали в научной викторине «Сладкое взамен на научный факт». Правильные ответы на вопросы викторины можно было обменять на кораблики из конфет или креативные ручки «Ракета». Научную викторину подготовила и проводила Есфирь Чулдум-оол.
– А что дети делали в «Зоне апсайклинга»? И что это такое? Создание нового из старых вещей?
– Апсайклинг – это умение создавать новое из старого. В «Зоне апсайклинга» студенты рассказывали о глобальном тренде нового десятилетия на примере создания студентами ЕГФ из стеклянных винных бутылок необычных стаканов, ваз и светильников. Делилась опытом и помогала школьникам найти новые креативные решения для апсайклинга студентка-волонтер Чейнеш Чамыян. А другая наша студентка Буянма Донен руководила «Зоной экспериментов». В этой зоне дети смогли почувствовать себя настоящими мыловарами, ведь создание своего собственного мыла – это настоящий творческий процесс! Здесь позволено было детям экспериментировать и смешивать компоненты по своему усмотрению, создавая собственные, уникальные косметические мыла ручной работы.
– Творческая часть фестиваля не ограничилась одной зоной?
– Нет, конечно. Творческих зон было несколько. Мастер-класс по изготовлению настенного панно «Когээржик» вызвал большой интерес и много положительных эмоций. Руководила зоной ремесленничества студентка 3 курса Айда-Сай Кара-Сал. Под руководством Лилии Намзырай каждый участник мастер-класса «Наука и искусство» самостоятельно изготовил этносувенир – магнит «Тыва аймак» с термометром. Также для маленьких посетителей предлагались тренажеры для изучения времени «Тыва шак», настольные игры-лабиринты на скорость «Космос». А за участие в мини-турнире по пальчиковому футболу под судейством Алдын-Сай Монгуш все участники получили в подарок ручки «Футбольный мяч». Девочкам особенно понравилась «Зона красоты», здесь они под руководством студентки-волонтера Чинчи Тюлюш соревновались в плетении косичек. Активные участники были отмечены стильными ручками-куклами и необычными ручками-расческами. Рядом работала тематическая выставка лечебных трав Ботанического сада Тувинского госуниверситета «Чайные фитосборы для здоровья и красоты». В рамках фестиваля также проводился агрономический турнир: каждому участнику давали карточку-мешок, в котором находится семена овощей и фруктов. Ребятам нужно было быстро и правильно распознать семена того или иного агрообъекта. Набор содержал более 30 разных семян наиболее известных овощей!
– Студентами была проведена большая работа!
– Да, наши студенты молодцы! Также хочу поблагодарить педагогический коллектив школы за отличную организацию мероприятия и теплый прием. Команда проекта надеется, что «Фестиваль науки» понравился школьникам и помог им взглянуть, казалось бы, на сложную и иногда скучную науку другими глазами. Напомню, что проект студентки 3 курса Ангырак Ондар «Фестиваль науки на колесах» стал победителем Всероссийского грантового конкурса молодежных проектов в 2022 году.