Тувиночка

ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ НА КОЛЕСАХ

Не так давно был реализован замечательный проект студентки Тувинского государственного университета Ангырак Ондар – «Фестиваль науки на колесах». Его удалось воплотить в жизнь благодаря грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Фестиваль науки состоялся в Мугур-Аксынской общеобразовательной школе Монгун-Тайгинского района Республики Тыва. Под руководством студентов школьники проводили научные опыты, участвовали в мини-турнире по пальчиковому футболу, узнали о рецептах чайных фитосборов из лечебных трав Тувы и стали свидетелями научного шоу-представления «Магия огня». 

Отметим, что на протяжении нескольких лет студенты ТувГУ становятся грантополучателями под чутким руководством кандидата химических наук, доцента кафедры химии Ольги Кендиван. Наставниками данного проекта стали кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Чечекмаа Назын, а также заведующая сектором отдела организации учебного процесса Орланмаа Монгуш.

– Ольга Даваа-Сереновна, расскажите подробнее об интерактивных площадках, которые действовали на фестивале науки.

– Одним из самых популярных мест в мероприятии стал «Химический бар». Специально для химического бара студенты ЕГФ ТувГУ Артыш Чудурукпай и Саян Торжу создали мини-автомат со сладостями, а студенты 3 курса Эчис Сат и Айбек Саая мини-кулер для напитков.  В качестве супервайзера бара выступила студентка третьего курса Солангы Темек. Здесь школьники могли продегустировать очень необычные лакомства. Особо хочу выделить главный девиз фестиваля — «Создавая будущее». Он говорит сам за себя.

– Подход действительно интересный! А идея со съедобной таблицей Менделеева – необычная.

– Да, идея необычная! Организатору зоны «Сладкое панно» удалось заинтересовать ребят увлекательным занятием: здесь любой желающий мог присоединиться к процессу создания съедобной таблицы Менделеева. 26 клеток таблицы изготовлены из печенья: на каждом из них – химический элемент. Выглядит такая таблица очень оригинально. Кроме того, чтобы закрепить интерес и знания по таблице Менделеева, студенты провели конкурс, где соревновались команды из нескольких человек. Побеждала команда, которая лучше и веселее смогла спеть таблицу Менделеева. Для всех участников студенткой 3 курса ЕГФ Шорааной Салчак были приготовлены оригинальные сладкие призы. Не меньший интерес вызвала еще одна зона под названием «Зона магии». Наверное каждый ребенок мечтает подержать огонь на ладони и не обжечься. И студенты смогли осуществить эту мечту. Под руководством студента 3 курса Улзая Хертека дети на миг становились повелителями огня. Они облачались в одежду алхимика и без страха делали и держали в руках огненный шар. В награду смельчаки получали ручку-лазер.

– Здорово! Дети еще учились определять так называемый состав человека?

– Да, такую возможность давала «Зона анализа человека», её курировала студентка 3 курса Долаана Дандар. Ребята узнали, каковы уровни содержания йода в организме по методу Старожука (наносится йодная сетка), а также учились делать непрямой массаж сердца под руководством преподавателя кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Аяны Ховалыг. Здесь же работала интерактивная площадка по обучению навыкам реанимации на современном тренажёре «Максим». Всем участникам зоны в качестве призов достались ручки в виде шприцов. Химия может быть не только наукой, но и интеллектуальным развлечением. Те, кому наскучило слушать мастер-классы и захотелось блеснуть эрудицией, участвовали в научной викторине «Сладкое взамен на научный факт». Правильные ответы на вопросы викторины можно было обменять на кораблики из конфет или креативные ручки «Ракета». Научную викторину подготовила и проводила Есфирь Чулдум-оол.

– А что дети делали в «Зоне апсайклинга»? И что это такое? Создание нового из старых вещей?

– Апсайклинг – это умение создавать новое из старого. В «Зоне апсайклинга» студенты рассказывали о глобальном тренде нового десятилетия на примере создания студентами ЕГФ из стеклянных винных бутылок необычных стаканов, ваз и светильников. Делилась опытом и помогала школьникам найти новые креативные решения для апсайклинга студентка-волонтер Чейнеш Чамыян. А другая наша студентка Буянма Донен руководила «Зоной экспериментов». В этой зоне дети смогли почувствовать себя настоящими мыловарами, ведь создание своего собственного мыла – это настоящий творческий процесс! Здесь позволено было детям экспериментировать и смешивать компоненты по своему усмотрению, создавая собственные, уникальные косметические мыла ручной работы.

– Творческая часть фестиваля не ограничилась одной зоной?

– Нет, конечно. Творческих зон было несколько. Мастер-класс по изготовлению настенного панно «Когээржик» вызвал большой интерес и много положительных эмоций. Руководила зоной ремесленничества студентка 3 курса Айда-Сай Кара-Сал. Под руководством Лилии Намзырай каждый участник мастер-класса «Наука и искусство» самостоятельно изготовил этносувенир – магнит «Тыва аймак» с термометром. Также для маленьких посетителей предлагались тренажеры для изучения времени «Тыва шак», настольные игры-лабиринты на скорость «Космос».  А за участие в мини-турнире по пальчиковому футболу под судейством Алдын-Сай Монгуш все участники получили в подарок ручки «Футбольный мяч». Девочкам особенно понравилась «Зона красоты», здесь они под руководством студентки-волонтера Чинчи Тюлюш соревновались в плетении косичек. Активные участники были отмечены стильными ручками-куклами и необычными ручками-расческами. Рядом работала тематическая выставка лечебных трав Ботанического сада Тувинского госуниверситета «Чайные фитосборы для здоровья и красоты». В рамках фестиваля также проводился агрономический турнир: каждому участнику давали карточку-мешок, в котором находится семена овощей и фруктов. Ребятам нужно было быстро и правильно распознать семена того или иного агрообъекта. Набор содержал более 30 разных семян наиболее известных овощей!

– Студентами была проведена большая работа!

– Да, наши студенты молодцы! Также хочу поблагодарить педагогический коллектив школы за отличную организацию мероприятия и теплый прием. Команда проекта надеется, что «Фестиваль науки» понравился школьникам и помог им взглянуть, казалось бы, на сложную и иногда скучную науку другими глазами. Напомню, что проект студентки 3 курса Ангырак Ондар «Фестиваль науки на колесах» стал победителем Всероссийского грантового конкурса молодежных проектов в 2022 году.

Роланда Сандан