Тувиночка

КОЛЫБЕЛЬ МОЯ. КАВАЙ

Фотограф:

Фотографии предоставлены Шолбаной Монгуш

6 – 8 июля 2024 года в Кызыле состоится грандиозный Евразийский фестиваль колыбельной культуры «Колыбель моя. Кавай». Проведение этого масштабного мероприятия стало возможным благодаря совместной инициативе Региональной общественной организации «Онза» при поддержке Министерства культуры Республики Тыва в основном партнерстве с Республиканским центром народного творчества. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО "РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРА" в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура"в 2024 году. Отметим, что фестиваль «Колыбель моя. Кавай» проводится в Туве в третий раз. В этом году его статус был поднят до евразийского.

Однако сейчас речь пойдет не о фестивале, его программе или участниках. Мы хотим пригласить вас, дорогие читатели, в небольшой экскурс по истории нашей культуры и традиций. А проводником станет Шолбана Хонук-ооловна Монгуш, методист отдела истории и этнографии Национального музея Республики Тыва.

Шолбана Хонук-ооловна Монгуш – методист отдела истории и этнографии Национального музея Республики Тыва

– Шолбана Хонук-ооловна, почему такое внимание уделяется именно колыбели?

– Жизненный путь любого человека начинается с колыбели. Практически у всех народов мира она есть. Возьмем, к примеру, Восточную Африку, там женщины испокон веков использовали в качестве колыбели тонкий хлопковый платок. У тувинцев с древних времен колыбель изготавливалась из дерева, она была идеальна по своей форме и функционалу для кочевого образа жизни. Колыбель – кавай – всегда считалась у тувинцев священным предметом, который передавался из поколения в поколение. Ее бережно хранили и почитали.

– Чем же своеобразна тувинская колыбель?

– Начнем с того, что существует три вида тувинской традиционной колыбели – деревянная, берестяная и корыто. Чаще всего тувинцы использовали при изготовлении колыбели древесину кедра или ели. Её делали удобной для ребенка, утепляли шкурками, войлоком, шерстью, а также использовали сухой навоз как сменяемый наполнитель, скажем так, прародитель современных подгузников.

Колыбель из дерева

Колыбель состояла из нескольких деталей, которые крепились между собой без единого железного гвоздя. Часто мастера украшали боковые стенки различными вырезными узорами. Берестяная колыбель (одуш) была в ходу у восточных тувинцев, которые проживали в таежной местности, например, на Тодже.

Колыбель из бересты (одуш)

Она была легкой по весу, простой в изготовлении и удобной в использовании. Бересту заготавливали летом, в июне, потом варили её в воде, чтобы она стала мягкой, и после делали колыбель. Вместо нити использовали тонкие ветки черемухи. Третий вид колыбели использовался, скажем так, в экстренных случаях, если женщина рожала во время перекочевки или в семье. В таких случаях новорожденного ребенка укладывали в деревянное корыто – деспи.

Колыбель-корыто

– Расскажите подробнее о деталях тувинской традиционной колыбели.

– Тувинская колыбель состояла из нескольких деталей. Боковые стенки – широкие дощечки длиной 70-80 см – предназначались для защиты ребенка от удара, если вдруг колыбель с ребенком упадет, например, с коня. Поперечные верхние и нижние стенки – изголовье колыбели и нижняя стенка – вставлялись в специальные отверстия боковых стенок. Дно колыбели делали не сплошным, а разреженным, оно состояло из 3-4 жердей. Такое дно было легким, но прочным. На изголовье колыбели крепили дуги – согнутые ветки тальника – они служили для защиты головы ребенка. А от ветра, солнца или мошки ребенка защищало покрывало, которое крепилось на дуги. Обычно в качестве покрывала использовалась хорошо выделанная шкура ягненка. Интересная деталь – ящик для навоза. Его клали под ребенка, и он использовался для справления естественных нужд младенца. В него насыпали сухой навоз, сухую кедровую хвою или опилки сухого муравейника. Они прекрасно впитывали жидкости, не оставляли сырости, предохраняли ребенка от болезней мочевого пузыря и спасали от опрелостей. Над грудью ребенка в колыбели находились грудные перекладины, с каждой стороны по 3-4 штуки, они надежно удерживали младенца и препятствовали искривлению позвоночника. Между собой перекладины связывались тонкими кожаными шнурками. Для раскачивания колыбели использовали кожаный ремень, он одним концом крепился к нижней части колыбели, другим – к ноге матери. В юрте колыбель обычно подвешивали с помощью ремней из кожи молодого быка или козы к верхним жердям на крючок из дерева, некоторые тувинцы использовали железный крюк, но он был редкостью. Крючки делались в виде головы коня или барашка.

Тувинская колыбель, которая хранится в Национальном музее РТ

– А что использовали наши предки вместо пеленок, матраса, одеял для новорожденного?

– Для пеленания ребенка тувинцы использовали хорошо выделанные овечьи шкуры, они защищали малыша от холода и сырости. В качестве матраса использовался войлок или шкуры барана или козы. Периодически их меняли. Под голову младенца клали мягкую, нежную шкурку ягненка или козленка. Наши предки верили, что мягкая шерсть способствует развитию хорошего слуха и красивой формы головы. Они считали, что человек с кривой формой головы будет часто падать с коня. Под лопатки младенца клали мешочек из белой ткани с овечьей шерстью внутри, а под ребенка – мягкий войлок прямоугольной формы. Под ягодицы малыша тувинцы подкладывали шерсть. Когда ребенок мочился, вся жидкость стекала под шерсть в ящик, где ее впитывал навоз. Ножки ребенка оборачивали в продолговатый войлок, защищающий от мороза. Даже для пупка малыша была своя отдельная подкладка из материи. Ее клали сверху пупка до тех пор, пока он не заживал.

Шолбана Монгуш с традиционной колыбелью

– Как всё продумано! А обереги? Ведь, наверняка, у новорожденных были обереги.

– Да, действительно. Конечно же, у каждого ребенка был свой оберег. В первую очередь – это мешочек из шелка, в который зашивали пуповину, и подвешивали его над изголовьем. Количество мешочков было равно количеству детей, родившихся в семье. Если ребенок умирал, то его мешочек продолжал висеть, его не убирали. На дуге колыбели обязательно висела игрушка-оберег, похожая на фигурку человека. Перед тем, как ее повесить, оберег заговаривал шаман. У этого оберега был свой оберег – мешочек, украшенный узорами и бисером. Его вешали дном вверх, тувинцы верили, что он защищает игрушку-оберег от злых духов. Кстати, когда мастера изготавливали колыбель и вырезали на боковинах узоры, приговаривали благопожелания ребенку, чтобы он рос здоровым, крепким и счастливым. Узоры играли охранительную роль.

Старинная тувинская колыбель, украшенная узорами

– То есть традиционная тувинская колыбель обеспечивала ребенку комфорт и безопасность?

– Да! Колыбель была настолько продумана, что даже случайное падение с лошади не дало бы малышу получить повреждения. Сегодня молодые мамы редко используют кроватки, а колыбели – тем более. Обычно берут младенца на ночь в свою кровать, а ведь это опасно – во сне женщина может придавить грудью ребенка. Такие случаи, к сожалению, происходят часто! Именно поэтому возрождение традиции использования тувинской колыбели актуально как никогда. Для кого-то может стать открытием, но сегодня в республике есть семьи, которые используют колыбель, и они очень довольны, а также есть семьи, в которых из поколения в поколение передается семейная колыбель. Представляете, сколько благости, счастья и всего хорошего впитала в себя такая колыбель? Никогда не поздно начать такую традицию, благо, у нас есть мастера, которые по заказу могут изготовить традиционную колыбель. Их можно найти в Центре тувинской культуры.

– Что делать с колыбелью, когда ребенок вырастает, а следующего малыша супруги заводить не спешат?

– Ни в коем случае колыбель нельзя выкидывать, убирать в кладовку или под кровать. Это священный предмет, в котором лежал ваш ребенок. Лучше организовать детский уголок, поставить туда кавай, положить в нее игрушки ребенка, украшения из бисера и бусин, маленький нож в ножнах или мешочек с пшеном. Либо можно все это положить в колыбель, потом аккуратно завернуть её в ткань и сложить в сундук (аптара). Также тувинцы с охотой передавали свою колыбель бездетным родственникам, таким образом они делились счастьем. И то, что организаторы фестиваля «Колыбель моя. Кавай» собираются провести церемонию дарения тувинской традиционной колыбели счастливой маме новорожденного малыша, чтобы дать старт красивой традиции, – замечательное начинание. Я считаю, что в каждой тувинской семье должна быть колыбель как символ семьи, любви, детей.

– Большое спасибо, Шолбана Хонук-ооловна, за интересный и познавательный экскурс в историю нашей культуры. Я надеюсь, что многие читательницы заинтересуются этой прекрасной традицией нашего народа.

Роланда Сандан