Пассажироперевозки в Кызыле – одна из, казалось бы, вечных проблем, которая была из разряда «не по зубам». Она часто освещалась в местных СМИ, когда в Туве еще не было интернета, а потом тема нехватки автобусов и переполненности маршрутных «ГАЗелей» перекочевала в социальные сети. Каждый пост горожанина – крик отчаяния и возмущения. Многие смирились с тем, что проблему городских пассажироперевозок никто и никогда решить не сможет, считали, что даргалары ездят на личных или служебных автомобилях и до нужд простого народа им дела нет. Однако изменения, которые происходят в данной сфере последние несколько лет, вызывают удивление. Неужели дело сдвинулось с мертвой точки?
ДЕТСКАЯ МЕЧТА
С водителем городского автобуса Чингисом Допулом удалось побеседовать во время перерыва на конечной остановке 13-го маршрута «Дом ветеранов». Отец Чингиса Юрьевича водил огромный «Урал» пожарной части, иногда Юрий Чаш-оолович разрешал сыну посидеть в кабине автомашины и подержаться за огромный руль. Тогда-то и зародилась у Чингиса любовь к большим автомашинам и мечта стать в будущем, как отец, водителем.
Чингис Допул родился и вырос в селе Тээли Бай-Тайгинского кожууна. Его вырастили бабушка с дедушкой. Родители учились в институте, потом обосновались в Кызыле, но мальчик, привыкший к бабушке с дедушкой, наотрез отказался уезжать из Тээли. Родители, чтобы не травмировать сына, настаивать не стали и позволили ему закончить 9 класс в селе. Мама Любовь Хертековна всю жизнь проработала в отделе кадров Тувинского госуниверситета. Дедушка Допул Хертекович работал в администрации села, а бабушка Сенден Иргитовна – в детском саду. Внуков было много, но Чингис был самым любимым. Рос в любви и заботе.
После 9 класса Чингис поступил по совету родителей в СПТУ-4 на сварщика, после окончания продолжил учебу в ТувГу на аграрном факультете и получил диплом зооинженера. По специальности парень работать не стал, ездить по селам и чабанским стоянкам за 6000 рублей в месяц он не захотел. Решил, что лучше устроиться к знакомым в строительно-ремонтную бригаду. Несколько лет он занимался ремонтом квартир, причем всему научился сам, благо был трудолюбивым и ловким. Одновременно он осуществил свою мечту – записался на водительские курсы. Получив удостоверение, Чингис некоторое время работал водителем маршрутного такси, пока не нашел работу с хорошей зарплатой. Пять лет Чингис Допул проработал в ООО «Восток» разнорабочим, однако эту работу ему пришлось оставить, частые длительные командировки не позволяли уделять должного внимания семье. К тому времени Чингис женился и стал отцом двух девочек.
ЛЮБИМАЯ РАБОТА
Уволившись, Чингис Юрьевич долго без работы не сидел. В ноябре 2021 года он устроился в МУП «Кызылгортранс» водителем пассажирского автобуса. Говорит, что зарплата в 40 тысяч рублей позволяла более-менее содержать семью, а теперь, после того как её подняли, жить стало намного легче. Сейчас Чингис ездит на маршрутах № 13, «Вавилинский затон», 25, 5а, 15, 18, 2а.
– Когда я устроился водителем автобуса, самым сложным было привыкнуть к рабочему графику. Чтобы успеть на работу, нужно вставать в 4 часа утра. После завтрака я выхожу к дежурной автомашине, которая собирает всех работников. Затем мы получаем у диспетчера маршрутный лист, проходим предрейсовый медицинский осмотр, где сдаем анализ на алкотестере, далее осмотр технического состояния автобуса, потом заправка топливом и выход на маршрут в 6 часов 10 минут. Рабочий день заканчивается примерно в 21.40 часов. На каждом автобусе установлена система GPS, диспетчер видит, где мы ездим и как, следит за интервалами. В часы пик интервал между автобусами должен быть 10-15 минут. Сегодня я работаю на маршруте № 13, нас вышло 11 автобусов. Первые два-три месяца уставала правая нога, потому что приходилось постоянно переставлять с одной педали на другую. Но я быстро привык и к графику работы, и к самому процессу вождения. Мне моя работа нравится. Скучать не приходится.
Водители предприятия «Автоколонна 17» получают от 62 до 100 тысяч рублей, размер зарплаты зависит от выработанных часов. Значительно поднялась зарплата кондукторов, они получают не менее 40 тысяч рублей. Несмотря на то, что зарплаты хорошие, водителей и кондукторов не хватает, и основная причина, по мнению Чингиса Допула, в рабочем графике. Уходить на работу в половине пятого утра и возвращаться в десять часов вечера (и так пять дней подряд) затем после двух выходных дня снова заступать на работу – не каждому под силу. Эта работа не для любителей поспать.
на фото Амир Ооржак, начальник отдела транспорта Мэрии г. Кызыла
По словам начальника отдела транспорта департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла Амира Ооржака, кадровый вопрос всегда стоял остро, однако удалось предпринять серьезные меры для его решения.
– Практически закрыта задолженность перед работниками обанкротившегося предприятия МУП «Кызылгортранс», нам удалось почти в два раза повысить заработные платы работников. Тем не менее, не хватает 17 водителей и 30 кондукторов, на данный момент у нас работает 23 кондуктора и 46 водителей. Помимо повышения зарплаты, мы для решения кадрового вопроса за счет городского бюджета обучаем желающих переобучиться с категории «В» на категорию «Д». В январе в автошколе «Туваавтотранс» к обучению приступили десять человек, из них 4 женщины, после окончания они сядут за городские автобусы и должны будут отработать не менее одного года. Также для привлечения кадров мэрия выделила трехэтажный дом по улице Дружбы под служебное общежитие. Мы провели ремонтные работы и скоро этот дом из категории аварийного переведут в жилое. В этот 24-квартирный дом заселятся работники ООО «Автоколонна 17». Также мы стараемся оперативно решать вопросы с устройством детей работников в детские сады и школы.
Чингис Допул один из тех работников, который в скором будущем получит квартиру в служебном общежитии. Он считает, что это очень хорошая поддержка, ведь семье не придется тратить деньги на аренду квартиры. Кроме того, водитель доволен и тем, что в летнее время в период отпуска предприятие отправляет своих работников в пансионат на озере Дус-Холь. Доволен Чингис Юрьевич и коллективом, говорит, ребята здесь собрались хорошие, дружные. Особо наш герой отметил старшего диспетчера Руслану Мочун-ооловну. По его словам, она добросердечная и всегда всех поддерживает. Положительно водитель отзывается и о новом директоре, который возглавил предприятие «Автоколонна 17» в январе этого года. Несмотря на то, что прошло всего два месяца, коллектив видит, как он старается. Начальник отдела транспорта Амир Дудакович также считает, что предприятие попало в хорошие руки.
– Я считаю, что Отчурчап Айдын Мергенович хорошо справляется с обязанностями директора. Мы видим, как поднялись финансовая и трудовая дисциплины. Мэрией города Кызыла была принята муниципальная программа «Создание условий для качественного обслуживания населения города Кызыла пассажирским транспортом на 2023-2025 годы». Впервые в эту программу был внесен пункт по созданию и обеспечению комфортных условий для работников предприятия и создание ремонтного цеха! В течение трех лет на эти цели будет потрачено около 40 миллионов рублей. Уже построен контрольно-пропускной пункт, в служебных помещениях сделан ремонт, а для водителей, кондукторов и остального персонала строятся душевые помещения и комната отдыха. Айдын Мергенович долгое время руководил СК «Субедей», где показал себя отличным хозяйственником, поэтому мы уверены, что и на этой должности у него все получится.
ШАГ ЗА ШАГОМ
Когда Карим Сагаан-оол в 2018 году баллотировался на должность мэра города Кызыла, в его программе приоритетным вопросом, который он намеревался решать, стояло реформирование системы пассажироперевозок. Но браться за данный вопрос пытались многие руководители города, тем не менее, он никак не сдвигался с мертвой точки. Неудивительно, что большинство горожан ему не поверили. А зря. С приходом Карима Байлак-ооловича этот наболевший вопрос действительно начал решаться. Не так быстро, как многим хотелось бы, но главное, что он решается шаг за шагом, упорно и целенаправленно.
Многие годы пассажироперевозками занималось МУП, названия менялись, но суть оставалась прежней. Многострадальные МУПы долго не существовали, банкротились, а на их месте создавались новые. Ни одному директору не удалось вывести предприятие из кризиса. А может, они такой задачи перед собой не ставили? Иначе как объяснить тот факт, что некоторая часть имущества «Пассажирского АТП» была распродана, и теперь встал вопрос о строительстве нового автокомплекса по пассажироперевозкам. В начале 2022 года мэрия Кызыла представила Правительству республики новый проект по строительству современного автовокзала и боксов для транспорта. Тогда Глава Тувы Владислав Ховалыг согласился с доводами городских властей и Минтранса и поручил создать рабочую группу для более детальной проработки проекта. Стоимость реализации проекта около 900 миллионов рублей, сумма большая, поэтому необходимы средства инвесторов.
Возможно, у кого-то возник вопрос, почему вместо обанкротившегося МУП «Кызылгортранс» не создали другой МУП. Дело в том, что в 2019 году законодатели запретили создание ГУПов и МУПов на конкурентных рынках, а сфера пассажироперевозок как раз таковой и является. Вот почему теперь вместо МУП пассажироперевозками занимается недавно образованное ООО «Автоколонна 17». Это предприятие берет в аренду у города автобусы и обязуется осуществлять качественные пассажироперевозки. Но так как городские пассажироперевозки никогда не были прибыльными в связи с тем, что в России действует сдерживающая тарифы на проезд система, они должны субсидироваться из городского бюджета. В этом году город на данную статью заложил 75 миллионов рублей. По словам начальника отдела транспорта Амира Дудаковича, чтобы предприятие ООО «Автоколонна 17» могло само себя обеспечивать, стоимость проезда на городском транспорте должна быть не менее 35 рублей.
– Для большинства кызылчан такой тариф неподъемный, поэтому разница компенсируется за счет городской казны. На данный момент ООО «Автоколонна 17» передано 49 автобусов, на подходе еще пять. В общем же на балансе МУП «Кызылгортранс» было 92 автобуса, из которых 24 «ЛИАЗа» и 14 «ПАЗа» ремонту не подлежат, их пустят на запчасти.
на фото Николай Данзы, руководитель Департамента городского хозяйства г. Кызыла и Амир Ооржак, начальник отдела транспорта обсуждают рабочие вопросы
Напомним, что в 2021 году мэрии удалось договориться с Москвой об отправке 40 «ЛИАЗов». Это были старые автобусы, но для Кызыла, где сложилась плачевная ситуация с перевозками пассажиров – спасение. ООО «Автоколонна17» отвечает за пассажироперевозки в пределах города Кызыла, а это 19 маршрутов. А за 14 межмуниципальных маршрута отвечает предприятие ООО «Туваавтотранс», его автобусы курсируют между Кызылом и поселками Каа-Хем и Сукпак. Данное предприятие находится в ведении Миндортранса Республики Тыва.
О существенных изменениях также говорят и цифры. Если примерно семь-десять лет назад в основном горожане передвигались на частных маршрутных «ГАЗелях», а их насчитывалось около 500, что составляло 96% от всего городского транспорта, то сегодня соотношение изменилось. Теперь частные маршрутные «Газели» занимают 60% рынка, а муниципальный – 40%. Но это отнюдь не означает, что город целенаправленно избавляется от частников. Наоборот, мэрия предлагает благоприятные условия для предпринимателей, желающих продолжать работать в сфере пассажироперевозок с соблюдением комфортных для горожан условий. К примеру, предприниматели могут приобрести современную «Газель» со стоячими местами и поручнями по схеме «50/50», где половина стоимости будет покрыта средствами из бюджета. Республиканские власти заинтересованы в том, чтобы бизнес не просто оставался в сфере, а развивался, но соблюдая правила ПДД, правила перевозки пассажиров, а также договорные обязательства, то есть следили за техническим состоянием транспорта и вовремя выходили и уходили с маршрута.
ИДЕМ К ЦЕЛИ
За техническим состоянием и чистотой в автобусе Чингис Допул следит сам, поэтому его огорчают пассажиры, оставляющие в салоне мусор. Обладая простым и добродушным характером, он не любит, когда кто-то из пассажиров начинает ругаться или скандалить. Но больше хлопот доставляют пьяные пассажиры, которые ведут себя агрессивно. Водитель с кондуктором стараются справиться с такими пассажирами самостоятельно, однако на случай чрезвычайной ситуации, если другим пассажирам будет грозить опасность, Чингис Юрьевич может воспользоваться тревожной кнопкой. В этом случае в течение нескольких минут прибудут сотрудники росгвардии. Однако на практике Чингиса Допула таких ситуаций еще не возникало.
– Есть категория пассажиров, которая всегда всем недовольна и любит поворчать. Обычно они заходят в автобус и заявляют, что ждали его на остановке целый час. На самом деле такой длительный интервал невозможен. Во-первых, мы сами следим за временем, во-вторых, за нами следят диспетчеры. Все нарушения фиксируются, что впоследствии отражается на заработной плате. Есть хорошее приложение «Умный транспорт», там все видно, советую всем им пользоваться, чтобы знать, когда автобус приедет к остановке.
Приложение «Умный транспорт» – часть большого федерального проекта «Умный город», который обозначает новую концепцию благоустройства социального и экономического городского пространства. Участие в проекте не бесплатное. За размещение кызылской городской пассажирской сети в приложении «Умный транспорт» из бюджета выделяется немалая сумма. Также в этом году в Кызыле появятся две «умные» остановки в виде закрытых павильонов с системой видеонаблюдения, возможностью подзарядки телефонов и вызова полиции. По словам начальника отдела транспорта Амира Ооржака, также из бюджета выделены средства на установку информационных табличек с расписанием движения автобусов на остановках.
– В 2023 и в 2024 годах запланирована покупка 20 новых автобусов, то есть по 10 единиц в год. Заявку в транспортно-лизинговую компанию уже отправили. Стоимость одного автобуса около 10 миллионов рублей. Мы их покупаем в кредит сроком на 7 лет по ставке 6,8%. Это современные российские автобусы. У нас будет четыре «CITYMAX» на 77 мест и шесть современных «ПАЗ Вектор NEXT» вместимостью 71 пассажир. Они будут переданы в оперативное управление ООО «Автоколонна 17». Также хочу добавить, что в этом году впервые были выделены деньги на стартовые работы по проведению исследований пассажиропотока в Кызыле. Эти данные очень важны и нужны! Без них будет сложно оптимизировать городскую маршрутную сеть. Основная задача – выяснить, сколько автобусов необходимо городу, сколько должно быть маршрутов и каких, сколько остановок, каким должен быть тариф на проезд и так далее. На основе анализа уже можно будет определиться с финансово-стратегическим планом развития сферы пассажироперевозок.
Как говорит Амир Дудакович, Кызыл имеет особенности в сфере пассажироперевозок. Всё сводится к тому, что людей нужно утром собрать с микрорайонов и привезти в центр, а вечером всех собрать и развести. В остальное время пассажиропоток небольшой. Также в Кызыле начала работать транспортная карта «Тройка», которой можно пользоваться во многих регионах России. Особенно она полезна для школьников и студентов, говорит Амир Дудакович. А нашего героя Чингиса Допула особенно порадовала новость о том, что в этом году конечные остановки будут отремонтированы и обустроены общественными туалетами.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Чингис Допул мечтает построить своими руками дом, чтобы у его дочерей были свои комнаты. С супругой Алимой Дадар-ооловной наш герой познакомился на свадьбе, где оба были свидетелями. Он со стороны жениха, она – со стороны невесты. Вместе супруги живут уже 15 лет. Чингис Юрьевич считает, что ему повезло с супругой. Она отличная хозяйка и обладает уравновешенным характером. Алимаа Дадар-ооловна работает ревизором в федеральной службе по финансовому надзору. Старшей дочери Олесе 10 лет, она мечтает в будущем стать известным модельером, уже сейчас девочка создает красивые украшения из бисера. Младшую дочь зовут Даяна, ей 4 года, она любит петь и танцевать.
– Я каждый день вижу, как многие в 6 утра идут на работу, сразу понятно, что они работяги. Таких людей я уважаю. Возможно, когда-нибудь наступит время, когда и водители, и пассажиры станут культурнее.
Поделился мечтой и видением идеального развития транспортной сферы города Амир Дудакович. Начальник отдела транспорта считает, что когда-нибудь получится запустить по верхней трассе от местечка Кок-Тей до поселка Сукпак современную троллейбусную линию, а в городе повсеместно установить «умные» остановки. Но это пока отдаленное будущее. В ближайших же планах мэрии запустить новые маршруты. К примеру, Амир Ооржак считает, что есть необходимость в правобережном маршруте, который будет охватывать «Правый берег», «Вавилинский затон» и район зверофермы, также он считает, что нужен отдельный маршрут, который будет связывать Дальний и Ближний Каа-Хем. Не забыла мэрия и о жителях левобережных дач. В планах строительство дороги, благодаря которой можно будет продлить существующий маршрут и закольцевать его по схеме Свороток – ЛДО – Сукпак – Кызыл – Свороток. Планы вполне осуществимые, необходимо лишь увеличить количество автобусов и найти водителей с кондукторами. И здесь мы снова возвращаемся на круги своя.
Новые автобусы за счет республиканского и городского бюджетов покупаются, также ведутся переговоры с Москвой, которая переходит на электробусы и безвозмездно передает автобусы в регионы. Если удастся договориться, то городской автопарк может значительно пополниться московскими автобусами. Но возникает закономерный вопрос, кто же будет их водить? Несмотря на хорошую зарплату, предоставление служебного жилья, устройство детей в детские сады и школы, бесплатное обучение категории «Д» водителей нет. Вернее водители есть, но нет желающих. Приглашать гастарбайтеров? А куда подевались те, кто в соцсетях жалуется на отсутствие работы и низкие зарплаты? Ау! Отзовитесь! Городу нужны такие парни как Чингис Допул!