Тувиночка

ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ. КОГДА УМ ВСЕГДА В РЕЖИМЕ ПОИСКА

ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПЕТРОВ


Режиссер, драматург, продюсер, победитель грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив, член Союза писателей Тувы


Родился в год Быка под знаком Рыб.


МОЖНО ЛИ СНЯТЬ КИНО БЕЗ ДЕНЕГ? Можно. Если талант есть, то можно. Деньги не всё решают. Я не говорю о бюджетных блокбастерах, а говорю о результате проявления таланта. Это – как игра на музыкальном инструменте, красивую музыку можно сыграть на дорогом инструменте, а можно – на одной струне плохой гитары.


КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ? Одного любимого цвета нет. Я человек, снимающий кино, и на цвета смотрю в зависимости от конкретных художественных решений.  


КАКОВ ОН – ТУВИНСКИЙ ЗРИТЕЛЬ? Благодарный зритель! Как и другие самобытные регионы, он может фильтровать кинопоказы. Фильмы, которые успешно прошли в прокате в других регионах, иногда могут провалиться в тувинском прокате или наоборот. Это означает, что у тувинского зрителя есть свои предпочтения.


ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: «ХОЧУ ПОБЫВАТЬ В …» везде. Потому что каждая страна, каждое место и каждый регион имеют свою уникальность. Если скажу, что хочу побывать, допустим, в Париже это будто означает, что одним этим местом все и ограничивается. Жизнь такая красочная, и в ней столько возможностей, поэтому хочу побывать везде.

Фотогаллерея

 

ПЕТРОВ ИЗ РОДА МОНГУШ

Виталий родился в семье Петровых – врача-стоматолога Марины Алексеевны и водителя Анатолия Васильевича. В Кызыле он родился и вырос, здесь он живет и по сей день. Особо значимой для него является история его родителей и их родословной. Западные районы Тувы – Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский и Улуг-Хемский, именно с этих мест берут истоки его семья. Мать Марина Алексеевна родом из Ак-Довурака, а отец Анатолий Васильевич родился в селе Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна. Когда-то его предки массово переехали в Тандинский район. Виталий доподлинно не знает причины переселения, но существует семейная легенда. Родной дядя, брат матери Виталия, однажды побывав в чудесном благодатном Тандинском кожууне, влюбился в него. Возвратившись домой, он с восторгом рассказал родне о живописной природе, о плодородной земле, о дружественном народе и предложил всем переехать. Но самым весомым аргументом стал: «Там даже арбузы растут» (смеется). С тех времен его родственники по линии матери и отца переехали в Танды и до сегодняшнего дня живут на благодатной земле счастливо. Но и родные края тоже не остались пустовать. Дедушка со стороны отца принадлежит роду Монгуш, в родном городе Чадане Дзун-Хемчикского района проживает много родственников по отцовской линии. «По фамилии отца я Монгуш», – рассказывает Виталий Анатольевич. Так получилось, что в годы, когда тувинцам начали оформлять паспорта Советского Союза, его дедушка со своим другом пришли получать документы, паспортисты, решив, что Монгушей уже достаточно, дали дедушке фамилию «Петров», а его другу – «Иванов». Так с легкого росчерка безымянного паспортиста родовая фамилия Монгуш стала называться Петров. История поколений продолжила фамилию: дедушка Петров, отец Петров и наш герой тоже Петров. «С уважением отношусь к истории своего рода, к истории и культуре нашего народа и часто бываю в краях своих родителей», – говорит Виталий.

Детство и юношеские годы Виталия прошли в Кызыле. Как и все дети, он ходил в детский сад, учился в школе, гонялся за мячом, ходил на шахматы и по-детски дурачился. До 8 класса Виталий учился в школе № 9, а школьный аттестат получил в школе № 3. С благодарностью признается, что школьную базу знаний и чуть больше школьной базы получил именно в 9 школе. На вопрос «Кем Вы мечтали стать?» делится воспоминаниями из детства. «Однажды, во времена, когда мой отец работал водителем в совхозе имени Салчака Тока и мне было 5-6 лет, в поселке Элегест, теперь уже Чеди-Хольского кожууна, мужики с совхоза спрашивали, кем я стану, когда вырасту, и я очень довольным и важным голосом отвечал, что буду директором совхоза!» (смеется).

 

ПЕТРОВЫ – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

«Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души», – писал польский педагог и писатель Я. Корчак. Действительно, слушая, как Виталий рассказывает о своей семье, можно сразу понять, что там всегда есть взаимопонимание, дружба, поддержка и любовь. А самое главное – любовь к чтению книг.

Мы любим читать всей семьей. Никто никого не заставляет – это осознанное и любимое занятия каждого, кроме самого маленького «ползуна». Я сам читаю с детства. Специально покупал книги на накопленные карманные деньги и наверно неосознанно приучил и своих детей. А моя жена – это любознательный и интеллектуальный человек. Предпочтение по книгам в семье иногда могут разниться.

Его жена Айлана Васильевна по образованию финансист, работает по специальности, по словам Виталия Анатольевича, она отвечает за интеллектуальное развитие и формирует творческие способности детей. В их семье трое детей. Старший сын Намзырай учится в Москве на кинооператора, средняя дочь Улана – в школе. Занятие самого маленького в семье Чингиса – устраивать беспорядок в доме и целыми днями радовать своих родителей. Окруженные любовью и заботой дети Петровых очень самостоятельные.

 С женой Айланой и дочкой на премьере фильма «Повесть о светлом мальчике»

КАК ПОПАСТЬ В КИНО?

Распознать в себе креативность, изобретательность и стремление к новому не составило труда, говорит Виталий. Поступление после окончания школы в Томский государственный университет (кафедра музеологии Института искусств и культуры) дало толчок к пробуждению интереса к творческой работе. Но, к сожалению, доучиться не получилось по сложившимся обстоятельствам, поэтому диплом Виталий получал уже в Кызыле, окончив другое высшее учебное заведение и по другой специальности. Тем не менее, начальное представление и овладение знаниями, полученные на кафедре музеологии томского университета, нашему герою помогают по сей день. Чтобы бесповоротно связать свою судьбу с миром кино, Виталий Петров решается поступить и отучиться на высших курсах Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова в Москве. Его мастером производственного обучения стал Александр Богун, умеющий виртуозно передавать свои навыки по организации и обеспечению процесса кинопроизводства от А до Я.

– Во время первых попыток создания кино я часто слышал мнения скептиков, что у меня ничего не получится, никто не хотел слышать о тувинском кино. Но я продолжал твердить, что мы должны его снимать, участвовать и побеждать в различных кинофестивалях, что в Туве должно быть свое кино хорошего уровня. Мало кто хотел верить в серьёзность моих намерений. Я и моя команда добивались результатов шаг за шагом.

С преподавателями ВГИКА

Под режиссерским, продюсерским и сценаристским началом Виталия Анатольевича с 2019 года были сняты большие кинопроекты: «Стальные ветра» (2021) – о взаимоотношениях тувинского арата и русского красноармейца во времена гражданской войны; «Солаан» (2022) – художественный фильм о детстве и юных годах выдающегося тувинского композитора Солаана Базыр-оола, ослепшего в детстве после перенесенной болезни; «Черный камень» (2024) – драма о тувинском шамане, который слышал духов. Его кинофильмы участвуют в различных фестивалях и конкурсах и занимают призовые места. Режиссер не скрывает огрешностей в проделанных работах и активно работает над ошибками, оттачивая мастерство и поднимая планку достижений.

– В Тувинском государственном театре кукол прошла премьера по моей пьесе «Перевал». Спектакль посвящён теме детей на войне, поэтому для меня очень важно было, чтобы спектакль могли смотреть дети разного возраста. Еще одна премьера пьесы, автором которого я являюсь, – спектакль «Степь», она намечена на февраль 2025 года и пройдет в национальном театре Тувы.

На Чебоксарском международном кинофестивале

Творческий процесс Виталия Анатольевича вышесказанными проектами не заканчивается, можно рассказывать долго и много, но особы стоит выделить последнюю премьеру, которая уже состоялось. Это полнометражный художественный фильм «Повесть о светлом мальчике».

 

КОГДА УМ ВСЕГДА В РЕЖИМЕ ПОИСКА

«Повесть о светлом мальчике» – полнометражный художественный фильм по мотивам повести тувинского писателя Степана Сарыг-оола. Виталию приходилось не один раз отвечать на вопрос: «Как к тебе приходят идеи снимать то или иное кино?», и каждый раз он говорит: «Когда ум всегда находится в режиме поиска, то человек поймет, что ему и окружающим надо, чего не хватает в жизни. Что можно еще создать. Даже великие ученые открывали свои законы, потому что они постоянно напрягали мозг и это озарение приходит именно тогда, когда активен мозг». Можно повториться и сказать, что культура и обычаи нашего народа для режиссера Виталия Петрова являются фундаментом для его творческих идей. Он присматривался к разным книгам, но повесть С. Сарыг-оола посчитал наиболее значимым по смыслу для тувинского народа. Это была «проба пера» многолетнего труда, который он собирал и создавал пока что в черновиках и в голове. Этот проект долго ждал своего часа, и он настал.

Читка ролей в с. Саглы перед съемками фильма «Повесть о светлом мальчике»

Виталий Петров дает интервью тувинским журналистам о фильме «Повесть о светлом мальчике»

Первая искра к оживлению повести – это поддержка Министерства культуры нашей республики в преддверии празднования 80-летия вхождения Тувы в состав России. Это была большая победа лично для самого Петрова. Время шло и проект пришлось приостановить на стадии формальных согласований в связи с отсутствием финансирования. Режиссер почти смирился с мыслью, что, наверное, время для этого фильма еще не пришло. Тем не менее, он решил попробовать отправить «свое творение» на суд экспертов грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив в 2024 году. Весть о победе в конкурсе стала для него и для его коллеги Ролана Ооржака неожиданностью. Фильму быть! Президентский фонд культурных инициатив поддержал проект создания полнометражного фильма «Повесть о светлом мальчике». С конца июня 2024 года началась по-настоящему волнительная, ответственная и кропотливая работа по созданию этого кинофильма. По условиям заявки съемки должны были начаться уже в середине июля. Это значит, что на подготовку технического задания, концепции, сценария, места съемки, кастинг, сбора съемочной группы оставалось чуть больше месяца.

Кадр из фильма «Повесть о светлом мальчике»

– Выбор места съемок?

– Определились сразу и единодушно. Саглы Дус-Даг Овюрского района, родина народного писателя С. Сарыг-оола. Как и в других уголках нашей малой родины, там живописная природа, настолько красивая, что словами невозможно описать, нужно воочию увидеть. В этих местах как будто время остановилось, оставляя природу такой же, как и сотни лет назад. Съемки здесь – это как путешествие во времени в обратном направлении.

– Как выбирали актеров и съемочную группу?

Я человек с твердой закалкой. Работал в разных сферах в качестве специалиста, а также на руководящих должностях. Никогда не надо забывать, что у каждого из нас есть положительные черты характера и свой талант, независимо от того, творческий ты человек или специалист узкого профиля. Идеального человека нет, у всех имеются свои недостатки, будь то в характере или во внешности. И с этим ничего не поделать, поэтому всегда нужно дать человеку возможность проявить себя в деле. В работе с актерами я ориентируюсь, в первую очередь, на попадание в образ, иначе говоря, в фактуру в зависимости от персонажа кино. Актер, который нам не подошёл, – не плохой актёр. Это означает, что конкретно под эту задачу нужен другой образ и другая фактура. Такой же отбор был по специалистам съемочной группы. У каждого из них имеется свой талант и своя фишка, именно под этот проект. Отбор актеров и других членов команды – это не простая задача. Но когда они в деле занимают свое место, то получается мощная машина кинопроизводства.

Виталий Петров представляет свой фильм зрителям на кинофестивале в г. Ижевск

– Что в сценарии?

Это детство, отрочество и начало юности тувинского мальчика, очень живого и сообразительного. Глазами героя повести мы видим довольно широко и жизнь Тувы в годы, предшествующие приходу народной власти. Мы видим глазами ребенка много тяжелого: смерть матери, бедность и невежество народа. Радость дарят хорошие люди, родные степи и горы, радость дарит мальчишеская, но по-своему мудрая уверенность в себе, своих силах и своем будущем.

– В фильме чудесная музыка. Как ее создавали?

– Она записана с участием профессионалов, в живом исполнении. Это большой творческий процесс. Были приглашены разные музыканты: вокалисты, инструменталисты, исполнители горлового пения. Музыка не просто заполняет паузы между диалогами, а становится душой фильма, подчеркивая его основные темы и усиливая визуальный ряд. Здесь имеет значение каждая нота. Музыка способна передавать эмоции, усиливать напряжение или же, наоборот, смягчать драматические моменты. Музыка в фильме – это народная музыка, авторская музыка, атмосферная музыка. Это могут быть наигрыши на одном инструменте или небольшие импровизации. Правильно подобранная музыка делает сцены запоминающимися, придавая им дополнительную значимость. А использование народных инструментов создаёт особую самобытность.

Получает награду «Лучший сценарист» на Чебоксарском международном кинофестивале

– Какие теплые воспоминания со съемок фильма у вас сохранились?

– В первую очередь это слова благодарности жителям Овюрского кожууна за дружелюбие, отзывчивость, за неравнодушие к истории своего народа. Многие жители знали о предстоящих съемках фильма и ждали творческую команду. Их искреннее желание внести свою лепту и помочь, чем могут, нам дорогого стоят. В процессе создания фильма активное участие принимали потомки самого Степана Сарыг-оола. Трое из них снялись в эпизодических ролях. Над сценарием картины работал дальний родственник Степана Сарыг-оола – народный писатель Тувы Николай Куулар, уроженец Дус-Дага. Это была большая моральная и творческая поддержка. Нельзя забывать и о самой природе местности, а особенно про погоду, которая радовала режиссеров фильма. Умение режиссера Ролана Ооржака договариваться с кем угодно и где угодно здесь тоже сработало (смеется). Его чуткое отношение к природе и знание древних традиций тувинского народа положило начало съемок с обряда «сан-салыр», который является способом поблагодарить творения природы и выразить свое почтение к ней.

Виталий Петров с режиссёром из Республики Марий-Эл на красной дорожке Чебоксарского международного кинофестиваля

– Довольны ли вы результатом? И какие планы на будущее творчество?

– Результатом премьеры «Повесть о светлом мальчике» я доволен полностью. Конечный продукт для меня получился таким, каким мы его задумывали. Но и без самокритики тоже не обойтись, потому что лично я для себя вывел мелкие недостатки своей работы над этим проектом. Еще раз повторюсь, что эти моменты, требующие доработки, не критичны. В будущих планах я целенаправлен идти только вперед по творческому пути. Будем снимать кино, будем снимать авторское кино, будем продолжать работать в разных жанрах и побеждать в различных конкурсах. В том числе экранизировать другие произведения тувинской классики. Если не читать тувинскую классику, не вдохновляться нашей культурой и историей, не экранизировать, то за нас этого никто не будет делать. Поэтому каждый раз, когда передо мной стоит трудная задача, я задаю себе вопрос: «Кто, если не мы?».

Айдысмаа Сат