Тувиночка

ШОРААН КУЖААН. ИСТОРИЯ МОЛОДОГО АКТЕРА

Фотограф:

Айдын Донгак

АНКЕТА:


КУЖААН ШОРААН КАЗЫЛГАНОВИЧ


Артист Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола Республики Тыва. Трехкратный победитель в номинации «Актёр года».


Родился под знаком Стрельца в год Собаки.


Друзья, продолжаем рассказывать вам на страницах нашего издания о достойных мужчинах нашей республики. Мы уже рассказали в июльском номере о военнослужащем Болате Ондаре. Обложку августовского номера украсил Борбак-оол Салчак, любимый многими артист и певец. В сентябре мы познакомили вас с Денисом Оюном, фронтовым волонтёром, а сейчас позвольте представить вам Шораана Кызылгановича – молодого, талантливого, харизматичного и перспективного актёра муздрамтеатра Тувы, который полюбился зрителям по многим ролям в известных спектаклях.

Фотогаллерея

 

НАЧАЛО ПУТИ

Каждый артист проходит свой уникальный путь к сцене, наполненный испытаниями, победами и открытиями. Моя история – не исключение, путь к успеху для меня был нелёгким. Родился я в селе Тээли Бай-Тайгинского района, рос тихим и послушным ребёнком, в детстве не думал о карьере актёра, но искусством интересоваться начал с раннего возраста. С 1 по 3 класс посещал уроки танцев при музыкальной школе села, был единственным мальчиком в группе. Родители были против такого увлечения, считая его не мужским занятием, поэтому с 4 класса меня перевели в класс баяна, где я учился три года. Знания, полученные в школе, остались – сейчас на баяне смогу сыграть несложные композиции. Моя младшая сестрёнка Чайыр тоже ходила в музыкальную школу, посещала класс фортепиано. Возможно, интерес к творчеству нам передался от папы – художника по профессии. Его зовут Кужаан Казылган Дандар-оолович. Вторая его специальность – программист. Он считался первым в селе специалистом в данной сфере, работал везде, где требовались его знания и умения. Как сейчас модно выражаться – был фрилансером. Именно поэтому его очень многие знали. Когда я встречаю на улице людей старшего поколения и представляюсь сыном Кызылгана, то услышав это имя, мой собеседник переводит разговор в приятельскую беседу.

Моя мама Даржаа Шенне Чайлаг-ооловна работала воспитателем в детском саду. До 4 класса у меня было счастливое детство, а потом мои родители развелись, отец уехал в Кызыл. Для меня это стало ударом. С того периода я начал меняться – замкнулся в себе. Отец приезжал всё реже и реже, пока и вовсе не исчез из нашей жизни. Мама воспитывала и поднимала нас одна. Много работала. Одной из её подработок была должность уборщицы в сельском Доме культуры. Иногда она брала меня с собой, чтобы я ей помог. Сверстники, видя, как я мыл полы, смеялись надо мной. Многие из тех детей, став взрослыми, смотрят на меня по-другому, уважительно здороваются (смеется). Я был учеником, который учился средне, но зато вёл себя примерно, в школу я ходил всегда в костюме. Желание стать актером пришло в старших классах, это было обдуманное решение. С детства я любил приключенческие фильмы, любимым моим героем был Индиана Джонс. Особенно нравился его образ жизни – захватывающие приключения. Тогда я страстно захотел стать археологом. Было огромное желание исследовать, открывать неизведанное, проводить раскопки, изучать прошлое. Подал документы в Томский исторический институт на специальность «музейное дело», думая, что данная профессия близка к археологии.

Тем временем к нам в село приехали артисты Национального музыкально-драматического театра в рамках программы по привлечению молодых талантливых актёров. На тот момент я ничего не знал о театре, не видел ни одного спектакля. Из прибывших актеров знал, пожалуй, только Станислава Ириля, и то как певца, потому что его выступление с песней «Курай, курай» часто показывали по телевидению, поэтому она была очень популярна в республике. Я был очень удивлен, узнав, что Станислав Николаевич является еще и актером! Когда коллектив тувинского театра выступил с номерами на сцене нашего сельского клуба, многих известных артистов, которых раньше я видел лишь по телевизору, я увидел вживую! После спектакля сотрудники театра обратились к зрителям с объявлением о проведении кастинга среди молодых и талантливых людей, желающих стать актёрами. О предстоящем кастинге нам учителя сообщили заранее, но я не придал ему значения. В отличие от меня, многие из ребят пришли подготовленными, кто-то даже с гитарой. Тем не менее, я решил все-таки испытать удачу. Я ничего не умел, но зато у меня появилось огромное желание понравиться звездам театра. Итак, я вышел на сцену и начал импровизировать. Вспоминая увиденные в телевизоре отрывки из оперы, я стал изображать оперного певца и петь на выдуманном языке (смеется). Реакция Александра Халарбааевича Салчака была предсказуема – он просто махнул рукой. Меня не взяли. Тогда я понял, что кастинг – дело серьёзное, и начал готовиться.

Шораан в спектакле "Эзириктер" (Иван Вырыпаев)

 

ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ

  Отбор в театральный институт проходил в три этапа. На первом и втором этапах ребят отбирали наши местные именитые актёры и режиссёры. Нужно было пройти творческие испытания – показать сценку, рассказать стихотворение или басню. А на третьем этапе уже отсматривала комиссия из числа педагогов Щепкинского училища, прибывшая из Москвы.

Когда я сказал маме, что хочу стать атёром, она отнеслась к моему решению скептически. Она хотела, чтобы её сын стал юристом. Меня поддержали только дедушка Чайлаг-оол Иргитович и бабушка Зинаида Байыровна.

Приехав в Кызыл, я подал документы в приёмную комиссию томского университета и параллельно начал готовиться к поступлению в театральное училище. В первом этапе я зачитал монолог Гамлета из Шекспира. Прочитал так, как чувствовал, но, видимо, не так хорошо, как хотелось бы. Наш известный и всеми уважаемый режиссер Алексей Ооржак тогда мне сказал: «Молодой человек, у вас штамп, к сожалению, вы не подходите для театра!». Я тогда его не понял, потому что не имел представления, что такое штамп, не знал, что это недостаточно глубокая проработка образа, которая говорит об ограниченном диапазоне актёра. Об этих вещах, конечно, я узнал позже, когда начал постигать азы этой сложной профессии. А пока, получив отказ, думал: что же делать дальше? Расстроенный, вернулся домой. Родные, особенно дедушка, меня утешали. Масла в огонь подлило известие о том, что в томский университет я тоже не поступил – не хватило всего лишь одного балла. Тут меня охватило отчаяние, а вместе с ним пришло твёрдое решение – любым способом поступить в театральное училище! Нашёл в интернете басню, несколько песен, выучил, подготовился и пришёл на второй тур. Помню, встретил в коридоре театра режиссера Сюзанну Ооржак, которая была очень удивлена моему появлению, которое, возможно, члены приемной комиссии расценили как наглость (улыбается). Я был юным и настойчивым. Показал всё, что подготовил, всё, что умел. Но мне сказали, что у меня в выступлении нет огня. Но и в этот раз неудача меня не смутила, я решил испытать успех в третий раз (смеется).

Шораан в спектакле «Моде» (Эдуард Мижит)

В этот раз в комиссии сидели преподаватели Щепкинского училища, которые прибыли в Кызыл для набора тувинской группы. Приехал сын Дмитрия Георгиевича Козырева, художественного руководителя будущей группы студентов из Тувы – Дмитрий Дмитриевич. Он также преподаёт актёрское мастерство в Щепкинском училище. У меня тогда, наверное, произошел взрыв мозга, я раскрылся, как мне казалось, на 200 процентов! Взял даже музыкальный инструмент – хомус, чтобы показать свою универсальность. Так переживал, что не спал всю ночь, из-за чего утром забыл взять сменную обувь – чешки, приехал в театр в сланцах. Все ребята были в тренажерной форме, чешках, а я один – в резиновых шлёпках. Однокурсники меня запомнили по ним и позднее вспоминали этот случай и смеялись. Но назад пути не было. Я читал стихи, снова исполнил монолог Гамлета, спел известную тувинскую песню «Хырбача» Демир-оола Кежиктига, песню из кинофильма «Я шагаю по Москве», сыграл на фортепиано отрывок из композиции фильма «Сумерки». В общем, делал всё, что требовали педагоги. Когда я увидел своё имя в списке поступивших абитуриентов, не поверил своим глазам! До сих пор я очень благодарен Дмитрию Дмитриевичу за оказанное доверие! Так, в 2013 году я стал студентом Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина, курса Дмитрия Георгиевича Козырева.

 

ЖИЗНЬ – КАРНАВАЛ!

 Началась интереснейшая студенческая жизнь! Я в составе тувинской группы студентов прибыл в Москву. Наши педагоги тепло нас встретили прямо на железнодорожном вокзале. Многим ребятам, в том числе и мне, ни разу не выезжавшим за пределы Тувы, всё происходящее казалось каким-то чудным сном! Один мальчик всю жизнь думал, что Москва – это огромные небоскрёбы, и каково же было его удивление, когда он обнаружил обычные многоэтажки и невысокие строения. Жили мы в общежитии одного из старых и авторитетных театральных вузов страны.

Встреча Нового года в студенческие годы

Помню первую встречу с мастером курса Дмитрием Георгиевичем Козыревым. Зашли в аудиторию, он сидит за столом, глаза горят, темперамент так и пышет, смотрит на нас, резко раскидывает руки и вскрикивает: «Уах! Приехали!», – и ударяет по столу. Для нас, приехавших из глубинки, его поведение показалось странным. Я понял, что попал в волшебный мир и дал себе слово, что буду стараться, делать всё возможное и невозможное. В институте было несколько национальных студий, которые являются одним из подразделений актерского факультета – марийская, корейская и тувинская. Остальные уже смешанные, где учатся студенты со всех концов России. Нашим куратором была Народная артистка Тувы Надежда Кууларовна Наксыл. Она вела урок тувинского языка, так как все этюды, так называемые отрывки, мы показывали на тувинском языке. Надежда Кууларовна также занималась переводом произведений с русского на тувинский язык. Жила с нами все четыре года в общежитии, воспитывала нас, как родных детей. За это я ей очень благодарен. Мы были первыми её выпускниками. Самой первой моей ролью в театральном вузе была роль шамана. В отрывке я исполнял обряд камлания, бил плёткой своих однокурсников. А первая роль из русской классики – Гришка из комедии Александра Островского «На бойком месте». Это было незабываемое время!

В Большом театре в студенческие годы

Когда я учился в Москве, встретил будущую супругу Сайхану. Она училась в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) на экономиста. Её профессия не была связана с искусством, но она любила ходить на все мои экзамены, смотрела все этюды, где я играл. А когда я начал работать в театре, Сайхана стала приходить на все премьеры. Супруга для меня – главный критик: она всегда честно говорит о недостатках в исполнении роли и даёт мудрые советы.

 

МОСКВА И СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Итак, окончив в 2017 году Театральное училище им. Щепкина, наш курс приехал в Кызыл. Мы показали дипломный спектакль на главной сцене Тувы. Ребята из моей группы были приняты в коллектив Национального театра, а я поехал служить в армию. По своей воле. Сначала попал в учебную часть в подмосковный посёлок Барыбино, в сухопутные войска. Отучился на связиста, получил специальность радиотехника. Представьте: сказочный мир – учёба в лучшем театральном высшем учебном заведении в Москве, а тут попадаешь в суровую реальность – армия! Будто пробуждаешься от того, что на тебя опрокидывают ушат ледяной воды. Я первое время улыбался своим сослуживцам, на что получал грубое: «Чё лыбишься»? Процветал национализм, часто приходилось выслушивать оскорбления в свой адрес из-за разреза глаз. Но я старался не падать духом. Помогло актерское мастерство – я вошёл в образ крутого парня, иначе нельзя – заклевали бы (смеется).

Шораан в спектакле «Маугли» (Редьярд Кипплинг)

В общем, вернулся через год домой другим человеком – возмужавшим, серьёзным, и с неожиданным для родных желанием поехать в Москву, чтобы попробовать поступить на режиссерские курсы. Моя Сайхана училась на последнем курсе, поэтому я еще хотел быть рядом с ней. Её присутствие и поддержка вселяли надежду и уверенность, что всё получится. Были мастерство, профессия, талант, амбиции и большое желание достичь успеха, заявить о себе. Мы сняли койко-место в коммунальной квартире, после начались мои хождения по кастингам. Это было самое сложное испытание для молодого актера. Оказалось, что с азиатской внешностью актёрам крайне тяжело пробиться на экран. Довольствоваться можно лишь крохотной эпизодической ролью гастарбайтера или эмигранта – китайца, корейца. Когда я приходил на прослушивание, всегда стояла большая очередь, увидев меня, люди начинали шушукаться, косо смотреть, а иногда и вовсе указывать на выход. Однажды набирали персонажей для программы о судебном заседании. Нужен был человек на роль истца. Меня не взяли только потому, что продюсерам пришлось бы искать мне жену с такой же азиатской внешностью. Как будто в России нет смешанных браков… Но такова была жестокая реальность. Моя жизнь перевернулась на 180 градусов, Москва для меня вдруг стала враждебной и чужой. Даже не верилось: как, прожив четыре года, я мог этого не замечать?

Жить на что-то было нужно, поэтому я устроился оператором в кол-центр Российской государственной страховой компании. Однажды в юности, стоя перед зеркалом, я пообещал себе, что ни за что не стану офисным работником. Но судьба как будто в насмешку подкинула мне такой вот поворот. Нас – операторов – в офисе сидело много. На всех была единая форма, одинаковые столы – всё было идентичное, в фирменном стиле синего цвета. Нужно было отвечать на звонки клиентов, предоставлять необходимую информацию, выслушивать многочисленные жалобы от клиентов, которые даже рассказывали страшные истории автоаварий. Временами было жутко. Помню, кто-то позвонил и кричал в трубку: «Там лежит оторванная голова!». Но самое ужасное для меня – это режим рабочего дня – всё строго по часам, до минуты. Ровно в 12 часов – обед, люди просто вставали и уходили. Каждые сорок минут можно было остановиться на пятиминутный перерыв, во время которого я слушал музыку, погружаясь в себя. У меня был небольшой блокнот, в котором в минуты отчаяния я рисовал самого себя, представляя, что играю роль того самого офисного трудяги – оператора кол-центра. Актёрское мастерство помогло мне не впасть в уныние. Много думал, оглядываясь назад, понимал, что совершил ошибки в жизни, принимал опрометчивые решения. Однако работа оператором дала и полезные навыки – я улучшил произношение на русском языке, начал говорить почти без акцента.

Участие в кастингах не увенчалось успехом, поступить на режиссерские курсы тоже не получилось, так как обучение оказалось везде платным и стоило немыслимых для моей семьи денег. Например, чтобы учиться на курсах режиссерской школы Никиты Михалкова, нужно было платить не менее двухсот тысяч за семестр.

С любимой супругой Сайханой

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Моя девушка Сайхана между тем окончила обучение в институте, и мы приняли решение вернуться в Туву. Как многие тувинцы, живущие за пределами малой Родины, я скучал по родному краю. Мы – такой народ, очень привязанный к родной земле, как к матери. Рано или поздно приходит осознание вернуться домой. В 2019 году мы приехали в Кызыл. После чужой и холодной Москвы я немного потерял форму – частые стрессы заедал калорийной едой, из-за чего набрал лишние килограммы. Нужно было восстанавливать форму. Пришёл в театр. Директор Станислав Николаевич Ириль и главный режиссер Алексей Кара-оолович Ооржак, побеседовав со мной, решили принять в коллектив. Так произошло возвращение блудного сына (улыбается). Оказалось, что после моего поспешного «бегства» в Москву дипломный спектакль «Над пропастью во ржи» не вошёл в репертуар, так как не было исполнителя главной роли, то есть меня. Это же стало причиной несостоявшихся гастролей по республике. Я чувствовал себя неловко из-за этого. А когда вернулся, руководство театра поставило меня перед фактом: «Будем восстанавливать спектакль “Маугли”»! Ещё одна дипломная работа нашего курса, в которой я исполнял главную роль. Представив, как располневший Маугли в моём исполнении бегает по сцене, я ужаснулся. Начались интенсивные тренировки и новая глава в моей жизни. Первое впечатление от работы в театре – каждый день, как праздник! В театре царила дружеская атмосфера, несмотря на публичность и славу, люди здесь работают простые. Принято считать, что рабочий день у актёра начинается поздно. Это миф. Я прихожу на работу в 9 часов, ухожу домой в 20-21 час. Бывает, и позже. Такой же график у моих коллег.

Первая моя роль случилась неожиданно. В день сдачи спектакля «Чавагазын салбактанар» («Свадьба кочевников») мне позвонили и сказали: «Срочно приезжай в театр!». Возникла необходимость срочно ввести меня вместо актёра Айдыса Даржая. Режиссер Борис Манжиев из Бурятии объяснил, что нужно делать. Буквально за один день я «влился» в спектакль. Слава Богу, что роль, которую я исполнял, немногословная. Профессия актера предполагает такие внештатные ситуации, поэтому нужно быть готовым ко всему. Вот так прошло моё первое «посвящение» в актёры (улыбается).

Шораан в спектакле «Культегин» (Эдуард Мижит)

 

МОИ ЛЮБИМЫЕ РОЛИ

Первой главной и сложной в психологическом плане для меня ролью стала роль Рудольфа в спектакле «Эзириктер» («Пьяные») режиссёра Сюзанны Ооржак. В постановке использовался мой низкий голос. От себя я добавил манерности в образ героя. Этот ход понравился режиссёру, а моя игра вызвала положительную реакцию у зрителя. Я очень рад, что на сегодняшний день задействован почти во всех спектаклях, а бывает, что в одной постановке исполняю сразу несколько ролей. Так, в спектакле «Мамочки» играю четырёх персонажей. В военной драме «Дуруялар» («Журавли») мне досталась роль реального героя – тувинского добровольца Биче-кыса. Считаю это великой честью – сыграть солдата Великой Отечественной войны.

Современный театр стал интереснее благодаря инновационным приёмам, новым решениям. Один из нестандартных подходов используется в остросоциальном спектакле «Навстречу мечте» режиссера Ильсура Казакбаева. В нём всех женских персонажей играют мужчины. Для меня все роли важны, я не выделяю из них какую-то главную или второстепенную. Даже в антигерое, если поискать, есть что-то человечное – крупица чего-то хорошего. Поэтому все роли, которые я играл и играю, – любимые.   

Перед выходом на сцену... Спектакль "Журавли" (Салим Монгуш)

Спектакль «Журавли» (Салим Монгуш)

Спектакль «Журавли» (Салим Монгуш)

 

ВЖИТЬСЯ В РОЛЬ ИЛИ ВЫЙТИ ИЗ НЕЁ?

Сложность в профессии для меня – это переключиться после роли в своё нормальное состояние. У меня такое было после спектакля «Сыгаан» по пьесе молодого драматурга Кежика Конзая, режиссер спектакля – Марина Идам. Я играл в нём бомжа. Чтобы вжиться в роль, я ходил по городу, наблюдал за бродягами,  людьми, которые ведут асоциальный образ жизни. Пытался понять, что привело этих людей к такому образу жизни? Особенно меня привлекали глаза этих людей. В них читалась печаль и безнадежность. Помню, в детстве я как-то пытался даже пародировать бродягу. Мой же герой в спектакле не считает себя бомжом, он – жертва обстоятельств. Есть момент, когда он убивает кота – друга по несчастью – из жалости, чтобы животное не мучилось. К сожалению, спектакль убрали из репертуара во время пандемии. Герой, которого я играл, заикался. После спектакля несколько дней я ловил себя на мысли, что продолжаю заикаться, и чувствовал какое-то опустошение. Образ получается, если материал хороший, есть над чем поработать, и если есть связь между режиссером и актёром. Кстати, с Мариной Каадыр-ооловной мне было очень комфортно работать.

В спектакле «Эгил эжим эгил» (Алексей Ооржак, Хертек Шириин-оол)

Признаюсь, что я ни разу не пожалел, что выбрал именно эту профессию. Считаю, что всё должно быть так, как должно быть. Всё идёт своим чередом. Мечтаю сыграть персонажа Эпштейна в комедийной драме «Билокси Блюз» по одноимённой пьесе Нила Саймона. Также мне интересны глубокие в психологическом плане персонажи, например, роль маньяка, или сумасшедшего. Даже в положительном герое можно найти изъян. А ещё мечтаю открыть в Туве студию мультипликации, чтобы создавать мультфильмы на тувинском языке. Считаю, что эта область стоит внимания, ведь у нас есть богатый материал.

В постановке «Уш чуул эртемниг оол» (Монгуш Кожелдей)

 

СПАСИБО, ЛЮБИМАЯ!

Моя супруга Сайхана родом из села Кундустуг Каа-Хемского района. В настоящее время работает в Централизованной бухгалтерии Министерства культуры РТ. Сейчас она в отпуске по уходу за ребёнком. Раньше работала в Министерстве финансов, затем – в Центре тувинской культуры бухгалтером. Мы вместе 9 лет, воспитываем годовалую дочку, которую назвали  Айлин. Она чудо! Я благодарен любимой супруге за то, что она всегда рядом. Только став отцом, я понял, что женщина – это божий дар, она созидатель, ведь только женщина может создавать новую жизнь. Я благодарен судьбе за то, что у меня есть такой крепкий и надёжный тыл.

Сватовство, 2024 г.

В нашем театре есть добрая традиция – каждый сезон художественный совет определяет лучшего актёра и актрису года. Звание «Актёр года» присуждают вне зависимости от возраста, опыта и стажа. За 5 лет работы я получал это почетное звание три раза. Такое признание моего таланта было бы невозможным без поддержки супруги и моих коллег.  

 

С ЮБИЛЕЕМ, ЛЮБИМЫЙ ТЕАТР!

25 сентября состоялось открытие юбилейного театрального сезона. В следующем году 25 марта нашему театру исполняется 90 лет! Немыслимо – почти век! Предстоит насыщенная и интересная программа. Пока всё держится в секрете, даже для актёров. Приоткрывая завесу тайны, могу сказать, что ожидается приезд известных гостей.

Театр – это искусство, которое объединяет людей, дарит радость и вдохновляет. Я верю, что впереди много интересных проектов, новых ролей и возможностей. Спасибо каждому зрителю, коллеге, учителю, всем, кто поддерживал меня. Спасибо нашему театру за то, что принял меня! Впереди сложная, увлекательная и любимая работа!

Ольга Муллахметова