Тувиночка

ТУВИНСКИЕ ТРАДИЦИИ - О ЧЕМ МЫ ЗАБЫЛИ И ЧТО ДЕЛАЕМ НЕ ТАК? Часть 8

ЧТОБЫ ДОМ БЫЛ КРЕПОСТЬЮ

 Поговорка «Мой дом — моя крепость»» гласит, конечно же, не только о защитных функциях заборов, стен и дверей. Жилище – это не только место, где человек отдыхает, хранит свои вещи, но и вместилище истории семьи, сокровенное, личное пространство. Для того, чтобы защитить его, испокон веков наши предки обращались к шаманам. В этот раз шаманка Ялэва расскажет о правилах, которые нужно соблюдать при строительстве дома и о том, как жить долго и счастливо, даже если ваш дом не соответствует энергетическим канонам.

Что нам стоит дом построить?

Начнём с того, что наши предки жили в юртах. И этот дом не стоял на месте, а переезжал с семейством несколько раз в год. И это были раз и навсегда выбранные удобные места. Однако бывало и так, что перекочёвывать приходилось на совершенно новое место, и к выбору нового места подходили со всей серьезностью. Смотрели, с какой стороны восходит солнце, есть ли на западе гора или другая возвышенность, река или ручей, ориентировались на наличие пастбища и так далее. Каждый тувинец, выходя из юрты, первым делом видел восходящее солнце, все первые утренние мысли, пожелания и молитвы были обращены к этому светилу. Хозяйки «подносили» солнцу свежесваренный чай или молоко. И только потом кочевник открывал кошару или стойла и отправлялся на пастбище. Вход в юрту всегда располагался на восточной стороне. Ставить юрту входом в сторону горы или другой возвышенности было запрещено, рассказывает шаманка.

– В наше время родовых земель нет, особенно в городе. Дома мы строим там, где купили земельный участок. Таким образом, купив землю, получив разрешение на строительство, люди сразу огораживают участок и начинают строительство. При этом забывают, что нужно попросить разрешения у Хозяина местности. Обязательно нужно провести хотя бы небольшой обряд «сан салыр», покормить Хозяина и попросить разрешения. На деле же шамана приглашают уже в готовое жилище. Приходишь, у них голодные Хозяева местности и домашнего очага. В некоторых случаях духи вообще уходят, потому что слишком шумно, слишком тяжело идёт стройка. Бывает, что люди ругаются, чуть ли не разводятся. Всё потому, что не попросили благословения.

– Ялэва, сейчас печи же не находятся в центре жилища, обычно котёл «выносят» в отдельное помещение. Как правильно это сделать?

– При строительстве надо постараться сделать так, чтобы печка или котёл располагались рядом с входом, а дверца печи была обращена к входной двери. И нужно обязательно кормить Духа земли! Не имеет значения, благоустроенная квартира или дом на земле. Обряд кормления Духа домашнего очага можно провести, например, на Шагаа.

– Нужно ли обязательно приглашать шамана перед началом строительства?

– Я считаю, что при многих вопросах люди могут обходиться без шамана. Не нужно прибегать к его помощи во всех вопросах. Такие обряды, как кормление Духов, каждый может делать сам. Нужно только знать правила. Например, если вы начали строительство, то сначала сделайте обряд: разведите ритуальный костёр, покормите духов, окурите участок артышем (можжевельником), попросите у Духа местности удачи, счастья и благополучия для вашей семьи. И только потом начинайте копать землю, ставить столбы и забор. Когда построили дом и поставили печь – нужно провести обряд уже для задабривания Духа огня (очага). Разжечь ритуальный костёр – сан, угостить Духов, попросить их милости и занести золу и угли с ритуального костра в свою печь или котёл.

Обряды для благоустроенной квартиры

– Что же делать современным людям, которые живут в домах типовой застройки, панельных многоэтажках, которые могут располагаться не так, как было завещано предками, а по воле фантазии и возможностей архитекторов и застройщиков? 

– Многие ошибочно считают, что Дух очага в благоустроенной квартире находится в электрической или газовой плите. Это не так. Если хотите, чтобы Дух очага был с вами, то нужно сделать обряд на ближайшей священной возвышенности. Например, в Кызыле это можно сделать в горах станции «Тайга», на въезде в город у «Оленихи с оленёнком». Нужно принести еду из дома, развести жертвенный костёр – сан, помолиться. Когда костёр догорит, нужно взять угли, положить их в какую-нибудь ёмкость, например, горшок или вазу, принести домой. И потом нужно будет «подкармливать» Дух очага различными подношениями. Еду нужно будет класть в этот горшок. Дух очага будет «жить» в этих углях и золе. Когда ваш горшок или другая ёмкость заполнятся, то подношения можно сжечь во время «сан салыр» в Шагаа или другие родовые праздники (дагылга). Угли от этого костра забираются домой, и вы начинаете делать подношения заново.

Для справки: чашу с углями из ритуального костра нужно поставить возле электро- или газовой плиты. Желательно на восточной стороне квартиры.

Если вы живёте в частном доме, то ритуальный костёр нужно разводить у себя на территории, перед домом. Чтобы Духи земли, Духи огня заходили в ваш дом. Важно перед началом ритуала открыть двери в доме. Золу и угли от ритуального костра нужно собрать и положить в печку или котёл отопления.

Сакральное значение золы

Почему же брали угли и золу от ритуального костра? Любая зола от костра – оберег от злых духов. Когда есть священная зола в доме, туда не заходят призраки и заблудшие души, злые силы. Нельзя наступать на золу, перешагивать через огонь и кострище, даже потухшее. Эта заповедь пришла к нам от очень далёких предков. Дух земли и Дух огня – это сильнейшие Духи. Им надо молиться, их надо уважать, чтобы они оберегали тебя. Именно поэтому тувинцы вывозили угли и золу из очага туда, где никто не ходит. А сейчас мы видим, что золу и шлак из котлов и печей просто выбрасывают куда попало, на дорогу или на улицу. Вывозить золу нужно в специально отведённое для этого место  на свалку.   

Хаача камгалалы – закрытие «замка» дома

– Это специальный оберег, который можно сделать, если вы переехали в уже готовое жильё. Этот оберег должен делать только шаман, чтобы в дом заходило только хорошее, а плохому входа не было. Его делают один раз. Неважно, вторичное это жильё или новостройка. Я каждый оберег на благополучие в доме делаю индивидуальным. Нет такого, что я их сшила 10 штук, а потом раздала. Нет. Я шью и приговариваю имена каждого члена семьи, которая ко мне обращается.

Где рыть колодец?

– Ещё одна важная вещь, которую нужно учитывать при строительстве дома, – место, где будет обитать Дух воды. В наше время это колодец или водонасосная станция. Вода не должна располагаться слишком близко к Огню (печке). Эти стихии будут «бороться» друг с другом. Колодец или водоколонка должны располагаться либо на юге, либо на северной стороне дома. Есть один «лайфхак» при забивании колодца (улыбается). После того, как вы определили место будущей водоколонки, нужно окропить его молоком, рассыпать зёрна злаков, попросить у Духа воды благословения. Тогда до воды доберётесь быстрее. Но ни в коем случае нельзя окроплять водкой!

– А можно ли при поиске нового жилья возить с собой шамана, чтобы тот посмотрел, хороший ли дом?

– Это то же самое, если спросить: а стоит ли мне жить с этим человеком? (смеется)

– Ну, а если дом совсем неправильно построен? Если вход не на востоке, а на западе?

– Понравился – купите. Сами проведите ритуал «сан салыр», сами попросите у Духов благословения. Потом можете звать шамана, чтобы он сделал оберег.

– Что делать, если купили дом, а там печка и вода рядом? Это ведь такие сооружения, которые сложно перенести.

– Это не смертельно (улыбается). Все можно исправить, если успокоить Духов огня и воды, можете пригласить шамана, который сделает для вас обережный обряд. Главное – помнить, что в доме вместе с вами должны «жить» Духи земли, огня и воды. И с ними нужно жить в гармонии. Нет людей совсем ни во что не верящих. Думаю, прочитав в журнале мои советы, каждый постарается что-то взять, исправить и сделать правильно. 

 

Беседу с шаманкой Ялэвой провела Роланда Сандан,

автор текста – Алдынай Тюлюш